Комментарий к оде Г. Р. Державина "Властителям и судиям"

Портрет Гавриила Романовича Державина. 1815 г. Художник В. Л. Боровиковский
Портрет Гавриила Романовича Державина. 1815 г. Художник В. Л. Боровиковский

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Восстал = вокрес (восстал из мёртвых). Всевышний – так называют бога по отношению к людям – он всех выше, даже тех, кто наделён властью Выше царей, священства, судьей, полководцев, государственных деятелей – тех, кто назван здесь земными богами. Во сонме устар. множество. Рек – говорил (речь, изрекать). Доколе – до каких пор.

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Невзирая на лица – независимо от должности, чина, положения в обществе, авторитета, властных полномочий. Считается, что фразеологизм "невзирая на лица" создал Державин, вернее, с его языка он сорвался и пошёл в народ.

Обратите внимание: глаза Фемиды – богини Правосудия – завязаны, чтобы она не взирала на лица и была непредвзята в своих приговорах.
Обратите внимание: глаза Фемиды – богини Правосудия – завязаны, чтобы она не взирала на лица и была непредвзята в своих приговорах.

Без обороны здесь: без защиты. Покров религ. защита. Исторгнуть из оков (рабства)вызволить из-под гнёта (метафора).

Не внемлют! видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

Покрыты мздою очеса жадность затмила ум. Мзда – здесь: взятка. Очеса – очи (устар., мн. число). Зло правит миром людей, подвергая сомнению их веру в силу божественного (небесного) закона – любви и добра.

Цариздесь: все власть предержащие мира земного. Страстность – подверженность низким желаниям и чувствам, неумение их контролировать разумом и верой.

И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

Поэт использует сравнения, повторы, анафору, синтаксический параллелизм, благодаря которым возникает ощущений силы его убеждений и негодования.

Начинается ода с инвективы (отрицания), а заканчивается утверждением (воспеванием) идеала идеального устройства земного мира по образу Царства Божьего. Однако перед этим неправедных ждёт кара – Суд божий.

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

1780