Найти тему
Turizm

Airbus или Boeing? Кто получил больше от авиасалона в Дубае Dubai Airshow-2023?


Конкуренция между двумя главными авиастроителями мира обострилась. На прошедшем недавно авиасалоне в Дубае Boeing превзошел европейского производителя более чем в три раза.

Проблемы с двигателями Pratt & Whitney GTF и массовые задержки в производстве и поставках привели к тому, что доминирование Airbus на рынке узкофюзеляжных самолетов как-то незаметно сошло на нет. И сегодня нет ни одного активного заказа на A320neo.

Напротив, Emirates разместила крупный заказ на еще не выпущенный Boeing 777X, подчеркнув сохраняющийся интерес к самолетам большой вместимости.

-2

В 2019 году A320 официально обогнал Boeing 737 по объему заказов, несмотря на то, что вышел на рынок спустя 20 лет после первого узкофюзеляжного Boeing. Однако проблемы с цепочками поставок и задержки производства отодвинули сроки получения новых A320neo до 2029 года, что естественно повлияло на решение авиакомпаний-заказчиков.

Срыв графика поставок Airbus и приостановка производства двигателей Pratt & Whitney GTF оказывают серьезное давление на рынок узкофюзеляжных самолетов.

Ни один самолет семейства A320neo, включая любимый в отрасли дальнемагистральный A321XLR, не был заказан во время ноябрьского авиасалона в Дубае Dubai Airshow-2023.

-3

А вот Boeing получил столь необходимый заказ от Ethiopian Airlines на 21 узкофюзеляжный Boeing 737 MAX. Напомним, что именно эфиопский перевозчик был лицом запрета полетов 737 MAX после крушения рейса номер 302 в воскресенье, 10 марта 2019 года.

-4

Авиакомпания получила гарантии, что Boeing устранил проблему с системой повышения маневренных характеристик MCAS, которая была названа главной причиной крушений рейса 302 Ethiopian Airlines и рейса 610 Lion Air: «Мы проверили и можем подтвердить, что конструктивный дефект этого самолета был полностью исправлен компанией Boeing. Мы вновь обрели уверенность в этом самолете».

Контракт «Боинга» с «Эфиопскими» стал серьезным оскорблением для Airbus, поскольку ранее африканский перевозчик не скрывал заинтересованности в покупке лайнеров A220 для замены своего парка турбовинтовых самолетов. Однако вопрос сотрудничества подвис. По крайней мере, до тех пор, пока не будут решены проблемы с турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW1500G.

-5

Но не все авиакомпании занимают такую позицию. Так, латвийский авиаперевозчик airBaltic приобрел дополнительно 30 самолетов A220-300 плюс еще 20 поставил на опцию. Согласно обновленному заказу, авиакомпания станет крупнейшим эксплуатантом A220 в Европе, и к 2030 году ее парк пополнится 100 самолетами.

-6

Среди других заказчиков 737 MAX ― турецко-немецкая SunExpress, которая разместила твердый заказ на 28 самолетов MAX 8 и 17 самолетов MAX 10, а также предварительный еще на 45. Казахский перевозчик SCAT Airlines, подписавшая контракт на семь экземпляров MAX 8.

-7

Модель 737 MAX получила поддержку и от EgyptAir, которая подписала 12-летний договор аренды с американской компанией Air Lease Corporation (ALC) на 18 самолетов этого типа. Египтяне планируют обновить свой стареющий парк ближнемагистральных и среднемагистральных самолетов. Поставки намечены на период с 2025 по 2026 год, так что новые «Боинги» будут летать с имеющимися A320neo.

Несмотря на заявления о том, что самолеты большой вместимости теряют популярность у авиакомпаний в силу целого ряда причин, Дубайский авиасалон перевернул это представление.

-8

Еще не выпущенный Boeing 777X ― его называют преемником Boeing 747 ― стал звездой Dubai Airshow: Emirates заказала еще 90 лайнеров, увеличив свой текущий заказ до 205. И это несмотря на почти 7-летнее отставание Boeing от графика поставок. Emirates планирует получить свой первый Boeing 777X в 2025 году.

-9

При этом поставки 777X не повлияют на полеты A380.

Несмотря на то, что Superjumbo уже снят с производства, Emirates заверила, что не планирует выводить из эксплуатации свой парк A380 до 2040-х годов. В отличие от других авиакомпания, которые не справились с четырехмоторным гигантом, Emirates с удовольствием пользуется непревзойденным комфортом A380 и его возможностями перевозить более 600 пассажиров в свой хаб в международном аэропорту Дубая.

-10

В свою очередь, Airbus объявил, что подписал контракты на техническое обслуживание на сумму более 1,5 миллиарда долларов, чтобы гарантировать надежность и работоспособность парка самолетов A380 в течение всего срока службы. В числе клиентов: Pratt & Whitney, Lufthansa Technik, Collins Aerospace и Safran. В договоры включен пункт о капитальном ремонте большей части парка широкофюзеляжных самолетов. Во время капремонта 60 лайнеров A380 будут дооснащены системой спутниковой связи Airbus Airspace Link HBCplus.

-11

После многочисленный производственных сбоев имидж программы Boeing 787 Dreamliner, безусловно, пострадал. Однако это не смущает перевозчиков. Дочерняя авиакомпания «Эмирейтс» flydubai намерена официально отказаться от своего статуса чисто узкофюзеляжного оператора, заказав 30 самолетов 787–9 в рамках сделки стоимостью 11 миллиардов долларов.

-12

Небольшие заказы поступили от Ethiopian Airlines на 15 экземпляров, Royal Jordanian ― на шесть и Royal Air Maroc ― на два. Emirates также скорректировала свой существующий заказ, добавила пять и с нетерпением ожидает поступления в парк 35 «Дримлайнеров».

Как и в случае с A320neo, Airbus не смог получить ни одного заказа на A330neo.

Несмотря на то, что 330-й предыдущего поколения стал одним из самых популярных широкофюзеляжных самолетов своей эпохи.

-13

Однако и у Airbus есть, что предложить рынку. Подписаны контракты на поставку 10 экземпляров A350-900 египетской EgyptAir, 11 ― Ethiopian Airlines и 15 ― той же Emirates. Первоначально Airbus надеялся на гораздо более значительный объем сделок, включая A350-1000, однако проблемы с надежностью двигателей Rolls-Royce XWB-97 отпугнули большинство потенциальных покупателей.

-14

Авиасалон в Дубае завершился. Специалисты подводят итоги и констатируют: Boeing получил в три раза больше заказов, чем Airbus ― 295 и 86 соответственно.

Однако никто не спешит с ответом на важнейший вопрос: Airbus или Boeing?

Он может быть не таким однозначным, как кажется прямо сейчас.