Мне, да и большинству простых смертных имя Евгения Спасского не скажет ничего. А это совершенно невероятный художник, опередивший свое время лет на 50, не меньше.
Посмотрите на его картины - никогда не скажешь, что написаны в 30-40-е годы. Да нет! Не может быть! Это 80-е! Думаешь, глядя на лик Христа или на «Молитву» Спасского.
По этой прекрасной выставке на Ордынке меня водила не менее прекрасная девушка - медиатор экспозиции Анна Житнюк.
«В работах Спасского поражают глаза, - отметила Анна, - и напряженный лоб. Вот видите у Гермеса». Кстати, многие задают вопрос про название: почему одновременно и Гермес и Архангел? Странно же!
Еще Анна рассказала: визитка экспозиции - «Четыре сущности человека». Зашифрованы 4 евангелиста. И эти сущности: лев, орел, телец и ангел-человек можно легко найти на маленькой работе. Маленькой,
НО…
Удаленькой. Вообще так можно сказать обо всех трех залах. Из первого лучше посмотрите видеосюжет. Добавлю лишь, что дом, который вы видите на фото, проектировал Щусев. Он же заложил в фундамент камни от разрушенных кремлевских церквей. Их было много больше, чем сейчас. Таким образом архитектор хотел сохранить древности. А самолет, что на снимке, рухнул носом прямо возле крыльца в 40-е. Пилоты чудом выжили.
Как выжила чудом пианистка Мария Юдина. Она, как и все те, кому посвящена выставка, была религиозна. Могла, скажем, во время концерта прервать игру и начать проповедовать. Отчего ее считали полоумной. А ее религиозность стала препятствием в работе. Не издавали пластинки, хотя современники считали ее уникальной пианисткой.
Наверное, поэтому в ее зале рядом с роялем портреты Баха и Бетховена. Она была им подстать.
Анна подвела меня к пластинке на стене. Всего одна. Других нет и не было. А записали ее по распоряжению Сталина. И только для него: услышал как-то ее концерт по радио. Поразился, а когда узнал, что ее не издают, велел срочно записать диск.
Так и появилась эта пластинка, с концертом Моцарта номер 23. Сталин отправил Юдиной деньги, но она их отдала в храм. Еще есть свидетельство, что в комнате, где Сталин умер, на проигрывателе стояла именно эта пластинка!
Центр Вознесенского - прекрасное место. Обязательно сходите на выставку. Да, их две! На минус первом этаже - Павел Кондратьев «Уроки Малевича». Художник никогда не был учеником Малевича. До 1929 года писал под началом Павла Филонова. Но он просто попал под влияние и обаяние искусства Малевича. Живописно-пластический реализм его покорил. Так и появились «уроки» Малевича😀👌
Короче, все знакомиться с неизвестными талантами, даже гениями России!#москва#центрвознесенского#музейдухрвногоавангардарелигиозныепоиски#отличнаявыставка