Найти тему
Елена Ковачич

ЭНИГМАТИЧЕСКИЙ КАНОН: НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕНИИ В ЦЕНТРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО

На выставке в Центр Вознесенского
На выставке в Центр Вознесенского

Мне, да и большинству простых смертных имя Евгения Спасского не скажет ничего. А это совершенно невероятный художник, опередивший свое время лет на 50, не меньше.

Автопортрет
Автопортрет

  Посмотрите на  его картины - никогда не скажешь, что написаны в 30-40-е годы. Да нет! Не может быть! Это 80-е! Думаешь, глядя на лик Христа или на  «Молитву» Спасского.

Христос.
Христос.

Молитва
Молитва

По этой прекрасной выставке на Ордынке меня водила не менее прекрасная девушка - медиатор экспозиции Анна Житнюк.

«Гермес» и Анна Житнюк, медиатор выставки в Центре Вознесенского
«Гермес» и Анна Житнюк, медиатор выставки в Центре Вознесенского

«В работах Спасского поражают глаза, - отметила Анна, - и напряженный лоб. Вот видите у Гермеса». Кстати, многие задают вопрос про название: почему одновременно и Гермес и Архангел? Странно же!

Еще Анна  рассказала: визитка экспозиции - «Четыре сущности человека». Зашифрованы 4 евангелиста. И эти сущности: лев, орел, телец и ангел-человек можно легко найти на маленькой работе. Маленькой, 

-6

НО…

Удаленькой. Вообще так можно сказать обо всех трех залах. Из первого лучше посмотрите видеосюжет. Добавлю лишь, что дом, который вы видите на фото, проектировал Щусев. Он же заложил в фундамент камни от разрушенных кремлевских церквей. Их было много больше, чем сейчас. Таким образом архитектор хотел сохранить древности. А самолет, что на снимке, рухнул носом прямо возле крыльца в 40-е. Пилоты чудом выжили.

Дом Сергея Дурылина
Дом Сергея Дурылина

   Как выжила чудом пианистка Мария Юдина. Она, как и все те, кому посвящена выставка, была религиозна. Могла, скажем, во время концерта прервать игру и начать проповедовать. Отчего ее считали полоумной. А ее религиозность стала препятствием в работе. Не издавали пластинки, хотя современники считали ее уникальной пианисткой.

Юдина 20-е годы 20 века
Юдина 20-е годы 20 века

Наверное, поэтому в ее зале рядом с роялем портреты Баха и Бетховена. Она была им подстать.

Зал пианистки Юдиной.
Зал пианистки Юдиной.

Анна подвела меня к пластинке на стене. Всего одна. Других нет и не было. А записали ее по распоряжению Сталина. И только для него: услышал как-то ее концерт по радио. Поразился, а когда узнал, что ее не издают, велел срочно записать диск.

Так и появилась эта пластинка, с концертом Моцарта номер 23. Сталин отправил Юдиной деньги, но она их отдала в храм. Еще есть свидетельство, что в комнате, где Сталин умер, на проигрывателе стояла именно эта пластинка!

Единственная пластинка гениальной пианистки.
Единственная пластинка гениальной пианистки.

Центр Вознесенского - прекрасное место. Обязательно сходите на выставку. Да, их две! На минус первом этаже - Павел Кондратьев «Уроки Малевича». Художник никогда не был учеником Малевича. До 1929 года писал под началом Павла Филонова. Но он просто попал под влияние и обаяние искусства Малевича. Живописно-пластический реализм его покорил. Так и появились «уроки» Малевича😀👌

Композиция 1970-е
Композиция 1970-е

Короче, все знакомиться с неизвестными талантами, даже гениями России!#москва#центрвознесенского#музейдухрвногоавангардарелигиозныепоиски#отличнаявыставка

-12