Найти тему
Краснодарские Известия

У Каренина проект, у Вронского тщеславие - и только у Анны любовь?

Оглавление

Накануне премьеры для прессы состоялась генеральная репетиция спектакля, на которой побывала культурный обозреватель «КИ» Анна Климанц. Почему режиссер не стал «бросать» Каренину под поезд, что подчеркивает серый монохром в декорациях и так ли уж безжалостен граф Вронский, как принято считать?

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Анатомия чувств

Перед просмотром «Анны Карениной» я не беседовала с режиссером, как делаю обычно, не узнавала подробностей у художника-постановщика относительно сценографии и не перечитывала роман. Решила, что приду в зал как зритель без привилегий и постараюсь разгадать замысел творца. Попала на первый состав, где роль Вронского исполняет Михаил Дубовский, Карениной - Татьяна Башкова, и… пропала. Стильно. Интеллектуально. Столичный уровень.

Выделила для себя основной вопрос, ответ на который буду искать помимо анализа постановки. Чем близка эта история современному человеку? Почему она проникает в нас до сих пор? Ведь у нас, что касается быта и нравов, мало общего с героями Льва Николаевича. Впрочем, как и с ним самим. Босыми мы не косим траву на рассвете в отличие от героев великого классика, воспеваем другие ценности и идеалы, а многие из нас и вовсе Новый год будут начинать с вранья. Опять!

Полагаю, что роман влечет читателей и сценаристов не только своей сложностью, но и красотой, так как пропитан ею насквозь от первой до последней буквы. Но только лишь в одной эстетике дело? В новом спектакле Егорова и без шелковых корсетов обнаженных нервов и трагизма хватит и женщинам, и мужчинам. Звук прибывающего из Петербурга на московский вокзал поезда, который нарастает, становится все ближе, растворяется в вечности, все расставит на свои места. «Знакомьтесь, мой сын, граф Алексей Кириллович Вронский». - «Моя сестра, Анна Аркадьевна…»

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

«Слишком поздно»

Постановка сложна по форме и содержанию, но при этом будет понятна даже тем, кто плохо помнит оригинальный текст, который здесь сохранен - задача режиссера сберечь авторское слово. Зрителю не нужно напрягаться в поиске смысла, как это часто случается, когда классика звучит на современный лад, и он не чувствует себя обманутым. У Егорова каждая сцена выстроена при помощи современных художественных приемов и завершена настолько, что больше напоминает полноценный художественный фильм, чем пластический спектакль. Даже если ты задержался в собственных мыслях, переключаясь на действие, картинка вновь затягивает и элегантно подчиняет тебя себе.

Каренина вдруг говорит оторвавшемуся от размышлений о своем проекте мужу, обеспокоенному предосудительным поведением жены, что уже слишком поздно и пора бы ложиться спать, и оказывается… в постели с Вронским. Сцены близости, офицерские скачки (для воплощения этого эпизода актеру Михаилу Дубовскому даже пришлось встать на голову), боль Каренина - этой «злой машины», поезд, приближение которого ты вновь ощущаешь кожей, - настолько честны и глубоки, что хочется вслух сказать: «Боже, все именно так, все это чистая правда!» Наверное, каждая женщина хотя бы раз в жизни уезжала вот так, как Каренина, преследуемая своим Вронским, в тумане на вокзале, и сердце ее замирало от предвкушения великого счастья и неизбежного ужаса. «Делайте со мной теперь что хотите!» И он сделает, не сомневайся.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Зрителю нужна классика

Возвращаюсь к вопросу актуальности «Карениной». Да, в XXI веке редко увидишь страсть, описанную Толстым, которая может захватить двоих умных и красивых людей и впоследствии привести женщину к самоубийству с целью наказать любимого. Куда реальнее напороться на абьюзера, став жертвой домашнего насилия, и пасть от руки безумца. Эта тема, как и линия Долли (Олеся Богданова, Елизавета Велиган) и Стивы (Алексей Сухоручко, Иван Бессмолый) Облонских: жена закрывает глаза на измены мужа и от скуки в муках рожает детей, - ближе современному человеку. О безнадежности положения женщины рассуждает Каренин (Алексей Мосолов, Евгений Женихов) в начале второго действия, запивая свои слова дорогим вином.

Но женщины изменились. Получив доступ к образованию, стали меньше зависеть от мужчин и обзавелись правами. Остаться без мужа сегодня не значит умереть от голода или быть отвергнутой обществом, ведь его оценка в XXI веке уже не исполняет партию первой скрипки. Но стали ли женщины счастливее или по-прежнему существуют с наполовину замурованным телом и оставленными на воле крыльями, как Каренина, Лариса Огудалова, Аксинья и другие героини, жившие, любившие и умиравшие в суровом XIX столетии? Едва ли.

Роман задает слишком много вопросов. Во всем виноваты дети, которые делают женщину уязвимой на тысячу лет вперед? Все ответы неудобны и неприменимы к жизни (вот и Левин ищет их в собственной смерти), как и правда, которой Анна (Татьяна Башкова, Евгения Белова) больно ударит Вронского (Михаил Дубовский, Арсений Фогелев) по щеке, и не один раз: «Уважение придумали, чтобы прикрыть пустое место, где должна быть любовь!» От этой правды граф будет бежать в меблированные петербургские комнаты своей матери. От нее, ставшей чужой, и от себя, уставшего и сломленного. «Я его накажу!» - скажет она. За что? За нелюбовь? Так ведь нельзя утверждать однозначно, что граф Вронский ее не любил, а лишь тешил самолюбие.

В спектакле роковой эпизод отдан на откуп зрительскому воображению. Он условен. По задумке режиссера эта история не должна заканчиваться смертью Анны, ведь у Толстого она имеет продолжение. Каренина отправится на вокзал с бархатным клатчем цвета крови в руках (в оригинальном тексте - с красным мешочком) и сделает шаг в исцеляющую, прекращающую ее мучения неизвестность. Вронский подойдет к столу, на который вокзальные служащие положат ее изуродованное тело, и больше никогда не будет прежним, ведь его мучения только начинаются.

Дмитрий Егоров не прогадал, поставив Каренину. Тот факт, что билеты на все даты запланированных показов были раскуплены заранее, удивил режиссера: ведь неизменно будет поезд в финале, а в бальных залах, где в канделябрах медленно тают восковые свечи и вальсируют Анна с Вронским на зависть Кити (Елизавета Вареникова, Анастасия Довбыш), как из погреба веет безысходностью. Реакция зрителя на появление «Карениной» в афише как раз объяснима: публика истосковалась по русской классике, громким названиям и качественным постановкам.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»📷Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Эпилог

Итак, в доме Облонских все смешалось, дамы и господа. А точнее - на большой сцене Краснодарского театра драмы им. Горького. Временные рамки стерты: герои используют мобильные телефоны и пьют кофе из картонных стаканчиков. Но разве это важно? Век XIX и век XX, жестокая комедия и драма, любовь и ненависть, сменяющие друг друга, предстанут перед вами в одной плоскости (вероятно, именно так и было задумано постановочной группой) и выявят все противоречия, существующие внутри каждого из нас и между близкими людьми.

Картинку дополняют мировые хиты, сыгранные на виолончели, - инструменте, чье звучание схоже с тембром человеческого голоса, и там, где все молчат, говорит она, а лаконичные костюмы и декорации, выдержанные в благородном сером цвете, поставят в центр действа человека - и ничего кроме человека.

Читайте также интервью с режиссером Дмитрием Егоровым, который рассказал, почему этот спектакль нельзя «додумать», а следует прожить.

]]>