Найти тему

Ревнует = любит?

Последние два дня было заметно, что Наталья чувствует себя прекрасно. От измождённой женщины, какой она была неделю назад, не осталось и следа. С особым участием она относилась к молодым постоялицам отделения. Словно взяв на себя роль их опекуна, она второй день вела с ними задушевные разговоры о любви, о женском предназначении, об основе семейного счастья.

«На нас лежит важная, но тяжёлая функция, – проникновенно говорила она, – сохранить домашний очаг, сохранить атмосферу любви и понимания, даже жертвой собственного душевного спокойствия». После драматической паузы Наталья продолжала: «Это наша миссия! Мужчины – добытчики, а мы, женщины, – охранительницы. Мужчина должен хотеть вернуться после охоты именно к нам, а здесь…, - тут она хитро прищурилась, - нам надо подогреть их интерес к себе. Чтобы удержать мужа, нужно чтобы он вас ревновал и боялся потерять». Слушательницы с недоумением смотрели на женщину, деликатно давая ей высказаться и невольно вспоминания её состояние при поступлении.

Забыть увиденное было непросто. Наталья поступила после травмпункта, куда её привезли после очередного избиения мужем. Муж сам и привёз: «Упала. Посмотрите, не сломано ли что. Пусть полежит, успокоится, подумает о своей жизни и как нужно себя вести».

Спустя неделю синяки у Натальи почти сошли, сама она ничего об избиении не говорила, но в отделении между собой её называли «та, что с ревнивцем». Жалели, заботились кто как мог. Поэтому от неожиданности даже не поняли, шутит ли Наталья, когда, пострадав от агрессии мужа-ревнивца, продолжает утверждать, что это самое подходящее поведение для его удержания, или, действительно, не понимает, что нужно что-то менять. Что это – глупость? Защитная реакция?

Ревность – такой же спутник отношений, как и романтические свидания при свечах. Мы боимся потерять того, кого любим. Подобные чувства имеют биологическую основу – удержать объект, который наиболее подходит для продолжения рода. Кто-то ради этого исполняет любые желания, кто-то пытается изменить себя, чтобы быть таким, каким хочет видеть его партнер, кто-то молча грустит, вызывая у партнёра чувство вины, а кто-то прибегает к угрозам и наказанию: запугать, чтобы и думать не смел об уходе. Можно ли в этом случае называть ревность защитой объекта для продолжения рода?

В данном случае ревность становится формой выражения собственных негативных эмоций и переживаний, часто неосознанных. Например, неспособность к привязанности ведёт к тому, что человек идёт примитивным путём навязывания партнеру его позиции в паре: «ты – моя собственность». Такое поведение свойственно психопатическим личностям, коим является муж Натальи. Он не способен выразить свои эмоции и страхи иным способом, кроме как через демонстрацию своей силы. Предъявлять доказательства невиновности бессмысленно – для психопата это только лишний раз показать свою слабость, то есть поддержать его поведение, укрепить его в уверенности правильности своих действий.

-2

В семье Натальи оба партнёра играют в одну игру, по одним правилам. Для того, чтобы выйти из этого круга, необходимо нарушить правила, показать психопату свою силу, заставить себя уважать. Чаще всего это выражается в готовности раз и навсегда прекратить отношения. Но бывает так, что подобная игра «выгодна» обоим, в том числе и жертве. Наталья страдает от агрессивного поведения мужа, но не планирует ничего менять, защищая устоявшиеся деструктивные отношения, едва придя в себя после побоев. Она снова получила «доказательства» своей значимости в роли «охранительницы очага» и социальной роли «жертвы». Получить уверенность в своей ценности иным путем для неё непосильная задача, так как сопряжена с неизвестностью. Поэтому Наталья продолжает играть, что очень усложняет терапию. Нет запроса на изменение, есть жажда внимания в виде жалости и восхищения её трудной, наполненной жертвенностью жизнью. Всё же мы попытаемся.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.