В последние дни вдруг интернет взорвали (я зависаю в основном в интернете) рассуждения о сериале «Слово пацана – кровь на асфальте».
Кто не в курсе, это фильм о молодежных бандитских группировках перестроечного и постперестроечного периода, которые якобы существовали Казани в то время. На фоне этих событий и развивается весь сюжет фильма, где есть место любви, высоким и низменным поступкам, всевозможным понятиям и принципам, калечащим жизнь молодых людей.
Общество после просмотра первых 6 серий картины, раскололось на несколько лагерей. Глава Татарстана и всевозможные чиновники с педагогами требую запретить показ этого фильма, на том основании, что в сериале показан плохой пример для детей и подростков, которые, насмотревшись этот фильм, начнут сбиваться в группировки и станут опять делиться по территориальному признаку. Якобы вал подростковой преступности вернётся на улицы наших городов. Кстати, на сериале маркировка стоит +18.
Другие доказывают, что это правдивый исторический фильм, в основу, которого легли реальные события. Я даже где-то прочел, что подобное деление на стаи были во всех городах Советского Союза. Если честно, после этого комментария зачитанного где-то на «Дожде» или «Свободе» девочкой родившейся в конце 90-х годов. После чего у меня немного глаза из орбит округлились. Если бы сам не тусовался с друзьями в ту пору на улице своего поселка, подумал бы, что, правда, все так и было, настолько убедительно девочка это доказывала.
Нет, я не знаю, что там было в Казани в то время, кто куда приписывался и откуда отписывался, у нас на юге Тульской области точно такого не было.
Весь этот сленг «чушпан», «скорлупа» я услышал только в этом сериале. Мы, конечно, не были ангелами, даже попадали в неприятные истории, дрались на дискотеках, кто-то там опускался до криминала, но это не носило массового характера, никаких прописок и общаков у нас не было. Потом уже в девяностые, когда в нашем поселке позакрывались все предприятия, а с зоны вышел уголовник, отсидевший большой срок, какое-то криминальное движение там было. Кто-то прибился к этому уголовнику, чем-то они там промышляли. Но я никогда не интересовался, чем они промышляли.
Сейчас от той тусовки остались в живых единицы, да и то те, которым «посчастливилось» на длительный срок в начале их деятельности присесть. Как ни странно, срок кому-то спас жизнь. В основном они все на кладбище уже. Нет, их не взрывали и не расстреливали в подъездах. Умерли они в основном от водки, передозировки наркотиками и онкологии. Образ жизни все же дал о себе знать. Жутко, но не так, как в сериале.
Так что это не совсем исторические факты того времени. Кстати, если вы послушаете писателя, чьи описанные события в книге легли в основу сериала, то узнаете, что он там рассказывает, что весь криминал их заключался в том, что они по пару часов в день тусовались возле хоккейной коробки, во что-то там играли, или на теплотрассе задницы грели, на дискотеках в кругу своей компании танцевали. Иногда по шее от старших получали, когда те ловили их с сигаретой. Вот это больше похоже на правду. Взрослые ребята могли популярно объяснить, что курить вредно. С 14 до 16 лет он там потусовался, потом они друг на друга поплевали и вроде как он от группировки отписался. Вот и всё его участие в криминальной группировке. В стиле банды Мишки Квакина в соседском саду яблоки потырили. Получается, Аркадия Петровича Гайдара тоже стоит запретить, это ж он бандитскую романтику в подростковой среде воспел.
По сериалу: фильм сбит хорошо, показан интересно. Ляпов там больше, чем достаточно. Зачем, например, вернувшемуся из Афгана Вове Адидасу, было все время в военном бушлате ходить и в спортивных брюках? Он же вроде из семьи номенклатурщика. В ту пору все джинсе и в варенках ходили. По этой же причине Вове Адидасу не нужно было видак у кого-то воровать, чтобы тут же открыть видеосалон. Ему бы его папа купил, а отбил бы он стоимость видеомагнитофона за пару недель. Какие-то слабые сценаристы в команде Федора Бондарчука.
Ну, и по поводу «не так воспитываем нашу молодежь, сейчас банду все пойдут собирать». Наша сегодняшняя молодежь их массовую драку увидела и сказала: «классно, сейчас пойдем стенкой на стенку в снежки покидаемся, потом все это в Тик Ток зальем и столько лайков соберем – мама не балуй». Какие банды? Какие чушпаны? У них плейстейшен и стримы есть. Зачем им куда-то идти, с кем-то драться? Они в фифе выясняют, кто из них круче.
Чиновники и педагоги, вы не в курсе, чем интересуются наши дети, так что горячку не порите. Борьбу за их умы вы уже проиграли.