Найти тему

Комментарий к проблеме повествовательного текста

В тестах ЕГЭ по русскому языку используются ТРИ наиболее распространенных типа исходных текстов. Представим их по отдельности.

ПЕРВЫЙ тип – повествовательный текст, в центре которого история, рассказанная либо от первого лица героем – участником (наблюдателем) событий, либо от третьего лица повествователем. Как правило, такой текст основан на противопоставлении или сопоставлении двух частей, двух эпизодов, двух событий, двух героев, настроений, отношений, вызывающих разную оценку героя-рассказчика или повествователя. Эта оценка является художественной проекцией оценки (позиции) самого автора.

Примеры таких текстов:

В. Астафьев «На задворках нашего села…» («Далекая близкая сказка»); Ю. Бондарев «Я видел это на пригородной танцплощадке…» («Красавица»); К. Паустовский «Когда при Берге произносили слово Родина»…» («Акварельные краски»); В. Быков «Оставшись один на обрыве, старик молчаливо притих…» («Крутой берег реки»); Н. Лесков «Мой отец и исправник были поражены…» («Пугало»); К. Воробьев «Всяк по своему возвращался в отчий дом…» («Живая душа»), В. Аксенов «Мы учились с Ним в одном классе…» («Завтраки 43-го года»).

Ключевые проблемы в данном типе текста пронизывают обе части, комментировать надо два эпизода, они и будут «примерами», смысловая связь между ними – противопоставление или сопоставление.

Рассмотрим эти особенности на материале комментария к проблеме текста по В. П. Аксенову "Мы учились с Ним в одном классе..." :

Проблема становления личности раскрывается в тексте на примере истории героя – мальчика, школьника военных лет. В начале рассказа мы видим его хилым и жалким: он по-детски гордится не личными достоинствами, а вещами (американскими штанами, доставшимися по ленд-лизу, «трофейной авторучкой, которую… прислала из действующей армии сестра»); ему приходится, подчиняясь жестоким законам улицы, отдавать хулиганам школьные завтраки. Есть в герое зачатки мужского достоинства (он не жалуется взрослым на обидчиков, пытается переживать горе в одиночку), но защитить себя ни физических, ни душевных сил у него нет.

Однако изменения происходят резко, и в конце рассказа перед нами не мальчик, а мужчина, пусть все еще хилый, поверженный, но – дающий отпор, внутренне не сломленный глухой, грубой силой. Причиной такого перерождения становится его готовность к поступку, решимость идти до конца, отстаивая собственное достоинство: «Будь что будет. Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день».

Композиционный прием противопоставления позволяет автору показать, как преобразился герой на пути своего взросления и подводит к пониманию идейного содержания рассказа.

Этот комментарий делится на две части, как и сам исходный текст. Деление обусловлено изменениями, происходящими в душе героя.

Первым примером является жизненная ситуация героя в начале сюжета, пояснением – его характеристика, сопровождающаяся отсылками к художественным деталям и цитатам (тоже примерам из текста, но находящимися внутри целостного содержательного блока).

Второй пример – история тех изменений, которая произошла с героем в конце рассказа. Она сопровождается пояснением, что стало причиной его перерождения, подтверждающимся цитатой (тоже примером из текста).

Смысловая связь между данными примерами определяется контрастом личностных качеств и поведения человека, переживающего резкие изменения в своей жизни. Эта связь может быть названа как противопоставление (формально выражена союзом ОДНАКО, соединяющим обе части, а также оборотом «композиционный прием противопоставления позволяет автору показать» содержит формулировку логической связи и указывает на ее роль в тексте.

"Учимся писать сочинение"