Не стоит быть слишком многословным, заявляя о своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста.
В большинстве случаев позиция автора и позиция пишущего сочинение совпадают. И это логично: исходные тексты тщательно отбираются составителями из числа тех, что глубоки и интересны по содержанию и чьи авторы являются людьми с богатым жизненным опытом. Чаще всего позиция автора оказывается такой, что и возразить, в общем-то, нечего.
В этой части работы уместно использовать речевые клише:
- Я согласен с позицией автора (писателя, повествователя, публициста).
- Невозможно не согласиться с мнением автора.
- Автор, безусловно, прав.
- Мне близки переживания автора.
- Размышления автора показались мне интересными (глубокими).
- Я солидарен с автором: мне также кажется, что…
- Я разделяю озабоченность автора проблемой… и др.
Используйте в своих размышлениях вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения, например: на мой взгляд, я убежден, мне кажется, по моему мнению, несомненно, возможно, думаю, вероятно и др.
И не забывайте обособлять вводные конструкции: это одна из самых распространенных пунктуационных ошибок выпускников!
Что касается обоснования своей позиции, то оно должно представлять из себя развернутое до 3 – 6 предложений размышление (соответствующее сформулированной проблеме!) с доводами – рациональными и/или иррациональными.
Рациональные доводы – это
- факты (примеры из литературы или из жизни), общие сведения;
- ссылки на авторитетное (экспертное) мнение, народную мудрость;
- нормы, принятые в обществе.
Приводить избыточно развернутые примеры из литературы и жизненного опыта НЕ НУЖНО!
Иррациональные доводы – обращение к чувствам читателей.