Найти тему

Формулировка позиции автора

Термин «позиция автора» порой понимается слишком узко, в «лобовом», публицистическом ключе: мол, к чему-то автор должен призывать, в чем-то убеждать, даже назидать.

Действительно, авторская позиция в публицистике чаще всего бывает явной: в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, дается прямой ответ на поставленный самим автором вопрос. В таком случае, формулируя позицию автора, можно даже процитировать главную мысль.

Однако если перед вами текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, подтекст, понимать иронию, переносное значение слов и т. д. В таком случае на помощь придет внимание к художественным деталям, изобразительно-выразительным средствам языка, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям и к звучащей в тексте проблеме.

Итак, что же можно назвать позицией автора в широком (а значит, подходящем для всех текстов) толковании?

Позиция автора это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо подумать над ответами на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?», «Какие чувства, переживания испытывает автор (повествователь, рассказчик) по ходу действия?»

Очень важно не путать понятия – «автор», «повествователь», «рассказчик», «герой-рассказчик». Часто повествование в предложенных текстах ведется от первого лица. В публицистических текстах, где мы встречаемся только с рассуждениями, оценками, чувствами, высказанными от первого лица, нужно использовать термин «автор»; в художественных же текстах, уместно использовать термины «повествователь», «рассказчик», «герой-рассказчик».

Когда мы видим свое отражение в зеркале или фотографию, на которой мы изображены, у нас не возникает сомнений, что это всего лишь наш зрительный образ, но не собственно мы. Образ этот – часть виртуального, отраженного мира, не реального. Тогда как мы сами вполне реальны.

То же самое и в литературе. Писатель изображает мир. А слово «изображает» произошло от слова «образ». Это значит, что писатель создает образы. Их множество: пейзажные, интерьерные, образы героев, поступков, событий, образы предметного мира и т.д., всего и не перечесть. И все его произведение – это виртуальный мир, в который мы попадаем благодаря своему умению читать и воображать. Заметьте, слово «воображать» опять-таки однокоренное к слову «образ», оно означает способность видеть мир в образах, представлять их в своем сознании.

Среди множества образов художественных произведений особняком стоит один, который иногда остается незамеченным. Это образ повествователя. Того, кто нам рассказывает обо всех героях и их поступках, событиях, случающихся в их жизни, кто описывает место действия и т.д. Обратим внимание: повествователь – это не автор. Автор – живой человек, сидит себе за письменным столом и пишет рассказы. И повествователя он тоже изображает в рассказе. Но особым способом! Можно сказать, что он его как будто бы превращает в собственного тайного агента. У повествователя часто нет ни имени, ни внешних черт, ни поступков, о его жизни мы ничегошеньки не узнаем. Невидим и таинственен. Все, что у него есть, – это только его речь – с ее манерой, стилем, с возможностью мельком дать какие-то оценки происходящему, поиронизировать, например, или, наоборот, восхититься.

Иногда повествователь очень близок автору по стилю речи и мироощущению (как у Тургенева, например), иногда – совершенно далек от него (как у Лескова или Зощенко). Повествователь в произведениях В.Г. Распутина о деревне благодаря простоте речи, включающей местную лексику, воспринимается как деревенский житель, знающий все про всех, переживающий и сочувствующий, мудрый, любящий свою малую родину и соотечественников. Такому доверяешься безотчетно, веришь в правдивость того, о чем он повествует.

Часто повествование ведется от первого лица и повествователь вспоминает и рассказывает о событиях, участником которых он был. Тогда он приобретает черты героя, участника действия, иначе говоря, становится персонифицированным повествователем: совершает поступки, вступает в отношения и разговоры с другими персонажами (Максим Максимыч, Печорин в «Журнале Печорина» у Лермонтова). В таком случае повествователя можно называть рассказчиком или героем-рассказчиком. И тогда становится уже совершенно ясно, что перед нами точно не сам автор.

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:

  • • Позиция автора такова: …
  • • Автор считает, что… ; убеждает нас в том, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • В тексте доказывается мысль о том, что…,
  • Хотя позиция автора не выражена явно, она понятна читателю: ….
  • Автор не дает готового решения вопроса о том, что (как)… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы.
  • Можно предположить, что авторская позиция заключается в следующем: ...
  • Главная мысль автора такова: …
  • Автор приводит нас к выводу: …
  • Автор как будто говорит нам: …

Примеры формулировки позиции автора:

1. «…Ю.В. Бондарев приводит читателя к выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен.

Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь…»

2. «…Чувство собственного достоинства, осознание себя как личности делает человека сильным – такова главная мысль рассказа Ю.В. Бондарева. Героиня преодолевает неловкость и робость, как только осознает, что ее человеческое достоинство пытаются унизить, растоптать, и эта внутренняя сила вызывает уважение и восхищение…»

"Учимся писать сочинение"