5 - 6 класс. Тема: Изображенное пространство. Работа в группах

Карточка 1.

О чем может рассказать интерьер? Отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Интерьер каморки Р. Раскольникова):

«… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях…»

1. Подчеркните те слова (сочетания слов), которые дают самое яркое представление о жилище героя, прокомментируйте свои находки.

2. Какое впечатление производит эта комната?

3. Какие вопросы у вас возникли во время чтения отрывка?

4. Как вам кажется, что чувствовал герой, подолгу находясь в такой обстановке?

5. Что можно сказать о хозяине этой комнаты, наблюдая ее обстановку?

Карточка 2.

О чем может рассказать интерьер? Отрывок из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» («Стеклянный дворец»):

«Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах, — или нет, теперь ни одного такого! Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ. Но это здание, — что ж это, какой оно архитектуры? теперь нет такой: чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам. Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! его каменные стены — будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею. Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? да и мебель почти вся такая же, — мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? «Попробуй подвинуть это кресло», — говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл? Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия. «Ты видишь, тут он матовый, чтобы не был слишком скользок, — тут играют дети, а вместе с ними и большие; вот и в том зале пол тоже без ковров, — для танцев». И повсюду южные деревья и цветы; весь дом — громадный зимний сад».

1. Подчеркните те слова (сочетания слов), которые дают самое яркое представление о дворце, прокомментируйте свои находки.

2. Какое впечатление производит эта комната на рассказчика, на читателя?

3. Какие вопросы у вас возникли во время чтения отрывка?

4. Как вам кажется, что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом дворце?

Карточка 3.

Прочитайте сочинение на тему «Место, где мне хорошо…»

Работа в группах

Оцените, чем вам они понравились или не понравились, найдите достоинства и недочеты. Подсказки для учителя: в 1 и 2 сочинениях повторяются одни и те же или однокоренные слова, их надо заменить синонимами. В 3 сочинении неоправданно много разговорных выражений, просторечий. В 4 сочинении использован суховатый стиль отчета.

1.

«Вы только не подумайте, что я хвастаюсь, пожалуйста, ведь не все ребята из нашего класса могут похвастаться таким любимым уголком, как у меня. Но Вы просили написать искренне, поэтому… вот! Мое любимое место – это зеленая площадка за нашим коттеджем, где мы вместе с папой уже три года назад соорудили для меня мою «каюту».

Когда мама узнала об этой идее, она предложила вызвать дизайнера и строителей, чтобы сооружение вписывалось в ландшафт. Но папа сказал, что будет лучше, если мы все сделаем своими руками. Мы с ним начертили чертеж, составили смету и закупили все материалы. Строил, конечно же, папа, а я и мой друг только исполняли его команды и пилили. А еще шуруповертом закручивали шурупы. Но все равно он нас хвалил. Каюта получилась на сваях, такая зачетная! Я натащил туда свои вещи, свои книги, свои атласы. Отец моего друга подарил нам руль, и мы теперь там собираемся с парнями для решения важных вопросов, а иногда просто лазаем по веревочным лестницам и канату, которые приделаны к каюте и соседнему дубу. Маму бесит, что от нас много шуму. Но на корабле, я считаю, тишина просто невозможна. Хотя нет, иногда там тихо: это когда я внезапно засну в «каюте» в удобном гамаке».

2.

«Мне хорошо там, где Масяня. Это моя собачка. Я давно о ней мечтала, но настоящие мечты, как говорит бабушка, сбываются не сразу. И вот она появилась в моей жизни. Теперь мне хорошо везде, где она. Она выбежит во двор, прыгает, играет – и мне во дворе хорошо. Она уляжется на диване, когда мы смотрим мультфильмы, – и нам так хорошо на диване под сопенье Маськи. И на кухне отлично: мы ужинаем, а наглый объедала просит себе тоже, повизгивая. В общем, я поняла, что если у тебя есть кто-то, кого ты любишь, то все места, где он рядом, становятся тут же самыми лучшими!»

3.

«Самое лучшее место, где мне было бы хорошо, ‒ это комната, которую я мог бы запирать на ключ, чтобы никто не входил, когда я играю на гитаре или слушаю любимые песни. Я всем мешаю своим увлечением музыкой. У дедушки головная боль, а мама говорит, что она даже «сериал не может спокойно посмотреть после трудового дня». Мне их жалко, и я терплю изо всех сил, но потом не выдерживаю и – раз! – и сбацаю все-таки что-нибудь потрясное. Вот тут-то они ко мне оба и забегают, так как замка-то нет. И гитару сразу пакуют в чехол. В общем, уговариваю маму обшить всю мою комнату звукопоглощающими плитами. Но она говорит, что «вбухала не одну тысячу в ремонт – и теперь не собирается пускать все коту под хвост из-за моих прихотей». Так что пока у меня нет любимого места».

4.

«Самое мое любимое место – это кухня. Она очень красивая и эргономичная. С левой стороны холодильник, стол и четыре стула (так как в нашей семье четыре человека). Справа от них газовая плита с духовкой, кухонная мебель и приспособления для посуды. Кухня персикового цвета, а пол бежевый. На потолке красивая люстра. У нас набор металлической посуды, керамические ножи и стеклянные банки для сыпучих. Все гармонирует друг с другом. На кухне я ем, смотрю телевизор, иногда делаю с мамой уроки. Мне нравится наша кухня!»

Напишите сочинение о любимом уголке вашего родного города (поселка, деревни), адресуя свое сочинение своему самому задушевному другу; другу по переписке, которого вы хотите пригласить в гости; иностранцу, который никогда не был в России, своим будущим детям.