Найти тему
Международная панорама

Одержимость собственным тёмным прошлым делает Германию слепой к злодеяниям Израиля

Оглавление

Ни одна другая страна не заглядывала в свое темное прошлое так пристально, как Германия, пишет Рууд Гуссенс в бельгийской De Standaard, которую редактирует. Эта одержимость также ослепляет, например, Израиль.

Роберт Хабек по-прежнему считает, что еще слишком рано призывать Израиль к порядку простым языком. В прошлое воскресенье вице-канцлер от «Зеленых» была гостем последнего эфира Anne will, самого популярного ток-шоу Германии. Спустя целых два месяца посл нападения ХАМАС Хабека спросили, не должен ли Израиль, уже убивший более 16 000 жителей Газы, лучше защищать жизни простых граждан. Только что было показано видео Эммануэля Макрона. В нем президент Франции заявил, что правительству Нетаньяху следует более четко определить свои цели. Полное уничтожение ХАМАС невозможно. Макрон не хочет, чтобы эта война затянулась на десять лет.

Но Хабек отказался следовать за президентом Франции. Он сказал: «Если Макрон имеет в виду, что Израиль должен просто смириться с бомбардировками ХАМАС, я не разделяю этого мнения».

Хабек — прогрессист, из партии с пацифистскими корнями. Поэтому его точка зрения нам чужда. Но в Германии он прав в том, что касается Израиля. В Берлине на удивление мало внимания уделяют страданиям палестинцев. Основное внимание уделяется растущему антисемитизму в их собственной стране. И поддержка Израиля является тотальной. Несколько недель назад, когда над Газой уже хлестал дождь из бомб, Хайбек спросил себя в оживленном видеоролике, которым поделился, почему исламские организации не дистанцировались более яростно от террора ХАМАС. Поступая таким образом, он неявно посылал проблематичный сигнал: мусульмане, пока они не докажут обратное, являются ненавистниками евреев.

Это свидетельствует о том, как ведутся дебаты по Израилю, Газе и ХАМАС. В таких журналах, как Die Zeit или Der Spiegel, разнообразие мнений сегодня меньше, чем в New York Times. В глазах тех, кто принимает это за палестинцев, есть страстное и не всегда неоправданное упоминание луча. Действительно, некоторые люди слишком быстро переступают через то, что произошло 7 октября. И, конечно же, антисемитские инциденты вызывают большую тревогу. В то же время многие немецкие политики и лица, формирующие общественное мнение, похоже, не подозревают о том, что Берлинская стена затуманивает их собственный взор.

Маккартизм

За последние недели и годы в Германии была отменена ужасно длинная очередь людей после того, как они осмелились критиковать Израиль или после того, как оказалось, что они сделали что-то в прошлом, что можно было истолковать таким образом. В New York Review of Books американо-немецкая эссеистка Сьюзен Нейман, сама еврейка, недавно говорила о «филос-семитском маккартизме». Она считает, что так называемый Vergangenheitsbewältigung прошел. В ее устах это что-то значит. В 2019 году Нейман написала обстоятельную книгу о том, как Германия справлялась со своим темным прошлым. Название было: «Чему мы можем научиться у немцев».

Это была захватывающая история. После Второй мировой войны нацистское прошлое в Западной Германии долгое время обелялось. Говорили, что многие люди просто защищали свою родину от большевиков. Они не знали о зверствах нацистов. После капитуляции 1945 года не было достигнуто явного разрыва. Многие сочувствующие нацистам стремились к созданию Федеративной Республики. Ганс Глобке, например, участвовал в создании расовых законов Нюрнберга, но впоследствии передал это дело главе кабинета канцлера Конрада Аденауэра.

В 70-е и 80-е годы атмосфера начала меняться. Многие ученики рассказывали своим (замечательным) родителям о своей военной истории. Среди историков разгорелись громкие дебаты о значении Холокоста, так называемый Historikerstreit. В своей книге «Добровольные палачи Гитлера» американец Дэниел Голдхаген возложил коллективную ответственность за истребление 6 миллионов евреев на немецкий народ. А в 90-е годы по Германии путешествовала выставка о Вермахте. В ней также были показаны преступления простых солдат.

Нация преступников

Медленно, но верно объединенная Германия начала воспринимать себя как Международную организацию, страну преступников. В 2005 году в центре Берлина был установлен впечатляющий памятник в память о Холокосте. Грязь больше не заметали под ковер. Америка, с ее прошлым рабства, могла бы поучиться кое-чему из этого, написала Нейман в своей книге в 2019 году.

Но было также что-то гнетущее в этой одержимости отныне быть на правильной стороне истории. Холокост нельзя сравнить ни с каким другим геноцидом, решили немцы. Солидарность с Израилем стала «национальным долгом». Любая критика этого государства или сионизма вскоре была приравнена к антисемитизму. Несколько лет назад австралийский эксперт по геноциду Дирк Мозес в резком эссе рассказал о новом «немецком катехизисе». По словам Мозеса, это привело к любопытному высокомерию, из-за которого немцы считают, что они лучше, чем кто-либо другой, знают, что такое антисемитизм.

Нейман называет это «истерией». Это также может отправить евреев в ад. Если они не вписываются в роль жертвы и критикуют Израиль или сионизм, их самих обвиняют в антисемитизме.

BDS-запрет

Вот уже несколько лет эту эволюцию никто не тормозит. Лучше всего об этом свидетельствует резолюция BDS, принятая парламентом Германии в 2019 году. BDS («Бойкот, лишение инвестиций, санкции») —8 движение, возникшее в 2005 году, которое призывает к бойкоту Израиля до тех пор, пока палестинцы не будут иметь равных прав. Несомненно, его также поддерживают люди, придерживающиеся антисемитских взглядов, но движение всегда дистанцировалось от ненависти к евреям. Совершенно неправильно отвергать их как антисемитов в целом.

Тем не менее, это именно то, что сделал парламент Германии четыре года назад. Кроме того, бундестаг также постановил, что артистам или интеллектуалам, поддерживающим BDS, следует запретить посещать сцены, которые субсидируются государством. Это имело серьезные последствия. Фламандскому режиссеру Алену Плателю больше не рады были на Рурской триеннале. Директору Еврейского музея в Берлине пришлось уйти в отставку, потому что он высказался против резолюции BDS. А камерунский интеллектуал Ахилл Мбембе был отменен из-за того, что обвинил Израиль в «политике апартеида».

Однако это вполне оправданное утверждение. Нейман пишет в «Нью-Йоркском обозрении книг», что апартеид — это «технический термин». Это означает, что к разным группам населения применяются разные правовые системы. Как, например, на Западном Берегу. Но сказать последнее в Германии — шутка. «Если вы используете слово «апартеид» в Берлине, — пишет Нейман, — вас отменят быстрее, чем если бы вы произнесли слово на букву «н» в Нью-Йорке».

Тем более, что теракты 7 октября контекстуализировать практически запрещено. Однако, не рассматривая это каким-либо образом в перспективе, ужас нападкния ХВМАС невозможно понять без контекста. Сейчас для этого просто нет места. Словенский философ Славой Жижек заметил это, когда предпринял попытку на Франкфуртской книжной ярмарке в октябре. Его освистали. Книжная ярмарка ранее отложила церемонию награждения палестинской писательницы Адании Шибли. Точно так же, как Театр имени Максима Горького снял пьесу, шедшую годами, потому что она была слишком чувствительной.

Разница с Ираком

Но дело не коеяается отменами. Также принимаются меры для обеспечения того, чтобы вновь прибывшие заявляли о признании Государства Израиль до того, как им будет предоставлено немецкое гражданство. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого, если бы не тот факт, что большинство антисемитских инцидентов в Германии имеют… крайне правый характер.

Немцы ослеплены своей новой парадигмой. В 2003 году страна отказалась присоединиться к войне в Ираке. Месть не была правильным ответом на события 11 сентября. Но поскольку сейчас в дело вовлечен Израиль, немецкие политики открыты для критики. Они не делают того, что постепенно начинают делать другие государственные лидеры. Они отказываются поощрять умеренность в стране с впечатляющим военным потенциалом.

В другом ток-шоу Маркуса Ланца Дебора Фельдман несколько недель назад в эмоциональной речи заявила, что это болезненная ошибка. Фельдман — автор книги «Неортодоксальная», которая стала бестселлером, когда Netflix превратил ее в сериал. Она тоже еврейка. «Единственный урок Холокоста, — сказала Фельдман, — это абсолютная и безоговорочная защита прав человека. Для всех. Точка».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».