Найти тему

Почему "пацаны" и "чушпаны" взялись выяснять отношения спустя столько лет

Моя статья про мужское воспитание, написанная по мотивам сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», произвела невиданный резонанс. Этой ночью, пока я спал, под ней появилось более сотни новых комментариев. А общее количество перевалило за триста. И, судя по всему, это далеко не конец. Последний раз мой текст вызвал подобный резонанс пять лет назад (кстати, сегодня как раз годовщина). Но то было другое. Тогда не было такой острой общественно-политической дискуссии, как сейчас.

На буднях у меня не было времени, чтобы читать комментарии, сыпавшиеся подмоими публикациями в ВК, ОК и «Дзене», а сегодня я пробежался. Во-первых, радует, что получилась настоящая дискуссия, а не срач со взаимными оскорблениями и проклятиями. И с той, и с другой стороны есть очень здравые, глубокие и содержательные высказывания.

Удивительно, но сторонники и противники фильма сходятся в оценках сюжета киноромана Жоры Крыжовникова. И те, и другие считают, что показанные в фильме события страшные. И те, и другие считают подростковую преступность ужасным явлением. И те, и другие не хотят того, чтобы история повторилась сейчас или в обозримом будущем. В чем же, собственно, конфликт? На мой взгляд, он в отношении к истории, да и вообще к жизни. Одни (назовем их условными «пацанами») считают, что нужно знать историю, повторять её уроки и рефлексировать, а другие – (условные «чушпаны») – хотят зажмуриться и забыть всё, что было. Тогда, мол, ничего и не вернётся.

«Пацаны», хотя и не извиняются, но признают, что были тогда не правы, хотят разобраться, как они до такой жизни докатились и рассказать своим детям о том, куда ведет этот путь.

«Чушпаны» жаждут запретить кино. Думают, что если зажмуриться при встрече с бабайкой, то она исчезнет. Они прятали голову в песок тогда – в 80-е-90-е и продолжают делать это сейчас. Многие из них понимают, что отменить кино в принципе невозможно, оно уже стало частью нашей истории и вычеркнуть его из жизни невозможно никакими способами. И те «чушпаны», которые это понимают, истерят особенно отчаянно.

«Пацанов» и «чушпанов» я беру в кавычки, потому что с обеих сторон есть и дамы, и суровые мужчины, которые криминалом никогда не занимались и к пацанам себя не относят, хотя, по своей сути они, конечно же скорее ближе к нам, чем к «чушпанам».

Сообщество «чушпанов» тоже делится на виды. Например, есть мальчики разных возрастов, которые не получили мужского воспитания, не умеют постоять за себя и принять ответственное взрослое решение, но при этом они хотят это преодолеть, занимаются спортом и психотерапией, меняются сами и стараются правильно воспитывать детей.

А есть «чушпаны» идейные, которые любые разговоры о мужском воспитании считают несусветной чушью. Они уверены, что драки – удел существ более низкого порядка. Кстати, деление людей на людей и недочеловеков вам не напоминает нацизм? Они уверены, что нет никакого мужского и женского, а есть только общечеловеческое. Одна дама позабавила меня своим коментом. Она написала, что нужно не учить мальчишек драться с гопниками, а сделать так, чтобы гопников не было. Вспомнился белоленточный либеральный протест в России. Они выступали против всего плохого и за всё хорошее. И как только Путин не догадался сам, что надо просто взять и запретить гопников, нацистов, жуликов, коррупционеров и вообще всех, кто плохо себя ведёт.

Перевоспитать таких «идейных чушпанов» мы не можем, но мы можем принять меры для того, чтобы в будущем их было меньше. Нужна система, которая сделала бы мужское воспитание доступным для каждого подростка мужского пола. Если каждый мужчина научится защищать себя и других, брать на себя ответственность за тех, кого приручил, полюбил и родил на свет, отвечать за свои слова и поступки, тогда возвращение страшных показанных в сериале Жоры Крыжовникова времен станет в принципе невозможным. Если обижать, унижать и оскорблять некого, то гидре подростковой преступности нечем будет питаться.