Найти в Дзене
Облако свидетелей

Отшельничество как путь избранных монахов

Казалось бы, что монашество уже само по себе есть путь избранных Богом воинов Христовых. Верующих людей, которые в полноте исполнили заповедь об отвержении всего и следовании не оборачиваясь за Иисусом из Назарета. Монахи априори являются теми, кто избрал короткий путь в Царство Небесное. Но оказывается, и это общеизвестно, что и внутри монашества есть ещё более аскетические виды подвижничества. Те, что даже далеко не каждый инок готов понести и принять. Речь про отшельничество.

Микеланджело. Мучения Святого Антония
Микеланджело. Мучения Святого Антония

Известно, что некоторые христиане, начитавшись монашеской литературы, жаждут отшельничества, сопряжённого с умной молитвой и безмолвием. Не плохая такая планка. Это, знаете ли, сродни тому, как юный худощавый подросток, насмотревшись видео с чемпионатов мира по тяжёлой атлетике, вдруг бы устремился туда же - на помост, куда направлены десятки телекамер и серебристый цвет софитов.

Я специально привёл этот пример, чтобы показать ту пропасть, которая отделяет монаха, который живёт в общежительном монастыре от безмолвника, который идёт по пути отшельничества. Святитель Игнатий Брянчанинов в своём великом труде "Приношение современному монашеству" чётко указывает на то, что отшельничество - это путь, который особым образом открывается Богом или Ангелами Его. Если произволение к монашеству имеет один на сто тысяч воцерковлённых христиан, то откровение Божие стать отшельником даётся и вовсе единицам.

Святитель Игнатий приводит наиболее известные примеры того, кто и при каких обстоятельствах становился на дорогу отшельничества. Так, митрополит Кавказский и Черноморский вспоминает подвиг Антония Великого, которого сам Господь привёл в пустыню. Далее идёт речь о Макарии Великов, которому явился Херувим и указал на то, что спасение в бегстве от человеков, молчании и безмолствовании. Конечно, святитель Игнатий Брянчанинов приводит пример преподобной Марии Египетской, которую Бог за руку привёл в пустыню.

И сегодня отшельничество доступно немногим, пусть даже самым достойным монахам. А вот, что святитель Игнатий пишет о тех, кто самочинно, без благословения Божия пошёл в отшельничество:

Затворники и отшельники часто подвергались величайшим душевным бедствиям: подвергались бедствиям те из них, кто которые вступили в затвор самопроизвольно, не призванные Богом.

Ранее мы упомянули о чтении монашеских книг. Крайне интересно, что в "Приношении современному монашеству" Игнатий Брянчанинов не запрещает напрямую, но по-отечески наказывает новоначальным повременить с прочтением некоторых трудов святых подвижников. Так, на ранних этапах становления монаха не рекомендуется погружаться в работы Исаака Сирина, Патерика Скитского, слов Исаии Отшельника, а также Марка Подвижника и Симеона Нового Богослова.

Сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студита, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 - предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным, - Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина, - пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

Из всего этого следует, что отшельничество - это не предмет споров и пререканий (что часто замечается в общении). Монашество как таковое, как вышеестественный способ жития, сегодня, увы, подвергается уничижению со стороны либерально настроенных христиан, а что уж говорить про отшельничество.

Тех же, кто всеобъемлюще понимает, о каком великом подвиге идёт речь, когда мы говорим про отшельничество, прошу помолиться обо всех схимниках, кто днями и ночами пребывает в умном делании, прося Бога даровать миру мир!

Отцы, братья и сестры, прошу подписаться на мой канал. Чем больше подписчиков у канала "Иноки.Ру", тем лучше тексты продвигаются роботами Дзена. Мир всем!