Найти тему
10,4K подписчиков

Фонд Форда в Бразилии

Американские НПО активно влияют на принятие решений в крупнейшей стране Латинской Америки

Американские НПО активно влияют на принятие решений в крупнейшей стране Латинской Америки Происхождение Фонда Форда напрямую связано с одноимённым производителем автомобилей.

Происхождение Фонда Форда напрямую связано с одноимённым производителем автомобилей. Организация была основана Эдселом, сыном Генри Форда, в 1936 году. Первоначально её цели были скромными: улучшить качество жизни людей в районе Детройта. Эдсел скончался в 1943 году. Его старший сын, Генри Форд II, принял руководство организацией. С этого момента фонд превратился из благотворительного учреждения, базирующегося в Детройте, в глобального филантропического гиганта. В 1953 году переезд в Нью-Йорк закрепил эту трансформацию.

Сегодня штаб-квартира фонда находится в 12-этажном здании в Мидтауне, одном из самых дорогих районов в мире. Штаб-квартира Организации Объединённых Наций находится буквально в соседнем квартале. Генри Форд II, который отошёл от управления организации в 1950 году, также был последним Фордом, возглавлявшим её. С тех пор бразды правления перешли к «профессионалам из третьего сектора». Первый чернокожий президент Фонда пришёл к власти в 1979 году. Первая женщина в 1996 году. В 2008 году — первая латиноамериканка.

Официально миссия Фонда Форда носит общий характер: создать «мир, в котором все отдельные лица, сообщества и народы работают над защитой и полным выражением своих прав человека; являются активными участниками решений, которые их затрагивают; справедливо делятся знаниями, богатством и ресурсами общества; и являются свободны полностью раскрыть свой потенциал».

Было бы ошибкой полагать, что организация продвигает дело социализма. Об уничтожении капитализма не может быть и речи. На своём официальном сайте Фонд Форда также повторяет рассуждения о том, что «цветные люди непропорционально часто подвергаются полицейскому надзору и тюремному заключению» и что «иммигранты и представители ЛГБТК+ становятся мишенями просто за то, что они такие, какие есть».

В последние годы организации, финансируемые Фондом Форда, всё чаще занимают место в бразильских общественных дебатах. Они фигурируют в действиях судебных органов, публичных слушаниях в Конгрессе, встречах в исполнительной власти и интервью в средствах массовой информации. Мало-помалу они формируют общественное мнение с помощью денег, поступающих из-за рубежа. И на вершине этой структуры находится чернокожий Даррен Уокер.

Кто такой Даррен Уокер

Президенту Фонда Форда 64 года, он родился в штате Луизиана и вырос в маленьком городке Эймс, штат Техас. Даррен Уокер воспитывался матерью вместе с сестрой и начал работать в раннем возрасте: в 13 лет он уже обслуживал столики в ресторане. Окончил Техасский университет благодаря стипендии. Будучи юристом, Даррен Уокер начал успешную карьеру в финансовом секторе Нью-Йорка. Далее он не решил принять участие в проекте по развитию Гарлема, одного из беднейших районов города. Это привело его в Фонд Рокфеллера, а оттуда в Фонд Форда. Уокер возглавляет эту организацию с бюджетом в миллиард долларов с 2013 года.

Помимо упоминаний о «сочувствии», «социальной справедливости» и «равенстве», на первый взгляд, мало что из речи Уокера звучит радикально или революционно. Его главная идея, обобщённая в книге, выпущенной в этом году, заключается в том, что капиталисты должны делать больше, чем просто помогать бедным деньгами. Они должны зарабатывать деньги этично. «Сегодня императивом является не благотворительность и щедрость. Это справедливость и достоинство», — сказал он в интервью общественному телеканалу PBS (телеканал является получателем пожертвований Фонда Форда).

Уокер хорошо ориентируется среди богатых и влиятельных людей, включая лидеров других организаций с аналогичной моделью, таких как Фонд Рокфеллера, Открытое общество и Фонд Билла и Мелинды Гейтс. Даже когда он выступает за «прогрессистскую» повестку дня, он пытается казаться умеренным: по его словам, всё дело в борьбе за улучшения для всех. Однако некоторые финансируемые им организации более чётко формулируют свою повестку дня.

Как президент Фонда Форда, Уокер зарабатывает примерно один миллион долларов в год. Одно это уже ставит его в один ряд с крошечной долей менее 1% американцев — и в ещё более исключительную группу, если учитывать среднемировой показатель. Однако его реальный заработок намного выше.

Уоррен, обладающий хорошими связями и погружённый в запутанную паутину супербогатых структур Нью-Йорка, также входит в совет директоров Pepsico. Это приносит ему 350 тысяч долларов в год. Он также является членом совета директоров люксового бренда Ralph Lauren, где зарабатывает 271 тысячу долларов в год. Уокер также входит в совет директоров Block — крупной технологической компании, и десятка некоммерческих организаций.

Пропаганда абортов и другие интересы в Бразилии

Фонд Форда распределил 715 миллионов долларов по всему миру в 2022 году. И только за последний год было выделено 104 гранта на проекты, действующие в Бразилии. Общая сумма этих пожертвований составила 30,2 миллиона долларов (152 миллиона реалов).

В Бразилии, наряду с проектами по борьбе с бедностью и укреплению здоровья, Фонд Форда поддерживает группы с радикальной политической повесткой дня. Например, в прошлом году фонд одобрил грант в размере более 15 миллионов реалов для CEERT (Центра изучения трудовых отношений и неравенства). Краткий поиск на веб-сайте бразильской неправительственной организации выявляет критические ссылки на «гегемонию белых» и некий «пакт о белизне».

В этом году Фонд Форда также одобрил выделение гранта в размере 1 миллиона долларов США (5 миллионов реалов) Бразильскому фонду по правам человека, который, в свою очередь, перераспределяет средства в виде небольших грантов своим предпочтительным НПО.

Ещё большее беспокойство вызывает долгая история поддержки неправительственных организаций, выступающих за аборты, таких как Институт Anis, организация «Католики за право решать» (которая никак не связана с Католической церковью) и CFEMEA. Эти организации лоббируют все три ветви власти с целью отмены любых запретов на аборты.

В список бенефициаров также входят НПО «Терра де Дирейтос», которая имеет историю сотрудничества с MST (Движением безземельных рабочих), и Институт Су-да-Пас, который выступает за разоружение гражданского населения, получивший почти 500 тысяч долларов США (2,5 миллиона реалов) с 2020 года.

В сентябре 2023 года Даррен Уокер посетил Бразилию и встретился с министрами Соней Гуахахара и Аниэль Франко (по делам коренных народов и расового равенства, соответственно). Фактически, с прошлого года по настоящее время Институт Мариэль Франко, который возглавляла Аниэль, получил 300 тысчя долларов США (1,5 миллиона реалов) от фонда, возглавляемого Уокером. Уокер также встретился с группами коренных народов и киломбола. Несколько дней спустя Folha de S. Paulo, проект которой финансируется Фондом Форда, опубликовала интервью, в котором Уокер заявил: «Некоторые люди... используют антипрогрессистскую волну как способ замаскировать свой расизм, женоненавистничество и гомофобию».

Среди получателей средств от Фонда Форда — Бразильская ассоциация судей (AMB), Центральный профсоюз трудящихся (CUT), Государственное министерство Пара, 24 университета — как государственных, так и частных — и другие.

В пятёрку крупнейших организаций, получивших наибольшую выгоду от Фонда Форда в Бразилии с 2006 года, вошли Федерация организаций социальной и образовательной помощи (5,6 миллионов долларов США), Федеральный университет Рио-де-Жанейро (5,2 миллиона долларов США), Социально-экологический институт (ISA) (4 миллиона долларов США), Глобальная Правосудие (3,8 миллиона долларов США) и Terra de Direitos (3,5 миллиона долларов США).

Федерация организаций социальной помощи (Fase) — организация, базирующаяся в Рио-де-Жанейро с целью «построения демократического и активного общества в пользу альтернатив существующей модели развития». Большинство пожертвований, сделанных Фондом Форда организации, связаны с регионом Амазонки. Например, в 2009 году американская организация направила 250 000 долларов США с целью «создания Фонда для коренных народов Шингу». В 2020 году Fase получила своё самое крупное пожертвование на сегодняшний день: два миллиона долларов США на «общую поддержку» в стремлении к «социальной и экологической справедливости».

С другой стороны, UFRJ получил 26 грантов от Фонда Форда с 2006 года. Многие из них были направлены на проекты, связанные с расовой проблемой и коренными народами. Это учебное заведение было не единственным университетом, финансируемым Фондом Форда. Список включает в себя в общей сложности 24 высших учебных заведения. Большинство из них являются федеральными университетами, но были также гранты для Папского католического университета Сан-Паулу, который в 2013 году получил 219 тысяч долларов США на проведение исследований служб защиты прав человека в бразильских университетах.

Социально-экологический институт, третий по величине бенефициар, является ещё одной организацией, работающей в бассейне Амазонки. Один из грантов, предоставленных Фондом Форда, — 300 тысяч долларов США в 2010 году — был использован для «подготовки атласа земель коренных народов и охраняемых земель». В 2013 году институт получил ещё 200 тысяч долларов США с целью «проведения общественных консультаций и семинаров» с целью «создания повествований о традиционных народах для оказания влияния на средства массовой информации».

Организация Global Justice, занимающая четвёртое место в списке главных бенефициаров, получила ресурсы от Фонда Форда для борьбы с «нарушениями прав человека» в Бразилии. Организация «Терра де Дирейтос», занявшая пятое место, в основном занимается разрешением земельных конфликтов, иногда в партнёрстве с Движением безземельных сельских рабочих (MST).

Хотя передача таких ресурсов не является незаконной, она вызывает вопросы из-за значительного финансового неравенства и потенциального неоправданного иностранного влияния на направление общественного обсуждения в Бразилии. Кроме того, такие вопросы, как демаркация земель коренных народов и аграрная реформа, оказывают значительное потенциальное влияние на участие Бразилии в мировом рынке, поскольку агробизнес является основной статьёй бразильского экспорта.