Найти в Дзене
#iNмузей

Елизавета Делороса:«У потенциального посетителя музея должен быть инструмент для организации досуга...»

© Фотография - Елизавета Делороса
© Фотография - Елизавета Делороса

– Я правильно понимаю, что название – это отсылка к стихотворению «…я поведу тебя в музей»?

– Скорее, это призыв к действию, обращенный к широкой аудитории. Изначально мы проводили голосование среди наших друзей и с максимальным отрывом победило название «Go в музей». Но потом мы решили остановиться на русской версии названия — «Идём в музей», так как проект ориентирован на Россию.

– Сколько человек работает над этим проектом?

– Руслан Валеахметов — директор и идейный вдохновитель проекта, фронтенд-разработчик Олег, бэкэнд-разработчик Алексей, дизайнер сайта Николай, главный редактор (я), специалист по контенту и PR Фёдор, автор и видеоблогер Евгения. Итого семь человек. Команда небольшая, но крепкая. Также мы привлекаем к работе внештатных авторов контента.

– Какие функции выполняет ваш сайт? Это что-то типа новостного портала?

– Первоначальной идеей сайта была каталогизация музеев, которых в нашей стране более 5000. Проект был запущен в качестве большой базы данных. На первом этапе программисты создавали саму платформу. На втором этапе собралось редакционное «ядро», и стало понятно, что проект необходимо масштабировать, охватывать новые направления. Тогда появились контент-менеджеры.

Я начинала как автор статей, но потом доросла до главного редактора. При мне этот проект обрёл черты интернет-СМИ. В мои основные обязанности входит создание контент-плана и тематическое наполнение сайта. Мне нравится писать о музеях, брать интервью у создателей музея и у людей, работающих в учреждениях культуры, делать материалы об искусстве. По первому образованию я художник, по второму образованию — специалист рекламы и PR. В этом проекте мне удалось соединить все, что мне интересно, все, что я умею и могу.

– Кто ваша целевая аудитория?

– Нашу аудиторию можно условно разделить на две группы. Первая — люди, которым интересна культурная жизнь своей страны, потенциальные посетители музеев. Они составляют 80% наших подписчиков. Для них сайт, в первую очередь, навигатор. Допустим, человек хочет найти музей науки в своем городе. Тогда он может зайти в тематическую подборку, отфильтровать ее по географическому принципу и получить список ближайших музеев о науке. Наш сайт можно использовать как базу музеев — по названию в поиске или по карте отыскать интересующий музей, если есть какие-то конкретные предпочтения. Также у нас есть опция отбора музеев по темам, работает система фильтрации по городам, по регионам.

Вторая часть аудитории — это профессиональное сообщество, основатели и сотрудники музеев, научные сотрудники, экскурсоводы. К этой категории относятся остальные 20% пользователей.

Наша задача — объединить эти аудитории, дать возможность сотрудникам музеев напрямую общаться с посетителями. У нас для этого создано много инструментов: есть инструмент «оставить впечатление», есть шкала рейтинга. Таким образом музеи могут собирать статистику и вступать в переписку с посетителями.

– Вы сами собираете информацию, или её предоставляют музеи?

– И сами, и с помощью музеев. Мы предлагаем сотрудникам музеев авторизоваться на нашем сайте и самостоятельно администрировать страницы учреждений. Администратор получает доступ к аккаунту и может менять все текстовое и визуальное наполнение страницы музея. Кроме того, все авторизованные пользователи получают возможность публикации статей в нашем Блоге. Это могут быть материалы о музее и истории его создания, статьи об интересных экспонатах, анонсы выставок и других мероприятий. Для музеев мы являемся представительской площадкой в Интернете, на нашей платформе они могут рассказать о том, что у них происходит и оповестить об этом широкую аудиторию.

В новом году мы планируем запустить мобильное приложение «Идём в музей». Также мы готовим страницу музеев по годам с инфографикой. Это будет некая хронология развития музеев нашей страны. Но тут есть свои сложности — многие музеи за свою историю неоднократно открывались и закрывались. Поэтому мы отталкиваемся от первой даты открытия, либо указываем ту дату основания, которую сам музей считает корректной. Нам важно, чтобы музеи были вовлечены в процесс наполнения сайта.

– Вы как-то юридически регулируете свои отношения с музеями? Или это всё по принципу личной договоренности?

– Юридические вопросы регулируются аспектами пользовательского соглашения сайта. Мы берем открытую информацию о музеях из Интернета и указываем ссылки на их официальные сайты.

– По какому принципу вы создаете контент?

– Наша редакционная политика зиждется на создании уникального авторского контента. Мы не приемлем плагиат. Для нас очень важна лояльность аудитории и профессионального сообщества, поэтому оригинальный контент — это не только проявление уважения к трудам других авторов, но и один из способов выстраивания доверительных отношений. Контент, который публикуют внештатные авторы, музеи и галереи — является их интеллектуальной собственностью, мы всегда размещаем такие материалы.

Также у нас есть своя «фишка» — интервью с создателями музеев. В основном мы приглашаем директоров частных музеев: многие из них состоят в Ассоциации частных музеев России. Интервью — весьма плодотворный и информативный формат взаимодействия, потому что людям всегда интересно узнать, какая личность стоит за созданием музея, как выглядит «кухня» музейной жизни. Недавно у нас появилась новая рубрика «Интервью с творцом», где мы общаемся с молодыми художниками, скульпторами и другими представителями мира искусства.

– Есть ли у вас на сайте организации, которые формально считаются музеями, но, по сути своей, аттракционы? Я имею ввиду всякие музеи занимательной науки, музеи пыток, водки и так далее – то, что есть чуть ли не в каждом городе.

– Конечно, не все, что имеет в названии слово «музей», является таковым на деле и соответствует классическим представлениям о музеях. В нашей базе можно найти традиционные и современные музеи и галереи, так как мы не сегментируем их в отдельные группы. Но в целом, это вопрос дискуссионный.

Например, есть такой социальный проект – Музей «В тишине». У них несколько филиалов в разных городах России. Являются ли они музеем ­– риторический вопрос. С одной стороны, у них есть экспозиция со слуховыми аппаратами от XIX века до наших дней и есть единый экскурсионный формат, реализуемый во всех филиалах. При этом, экскурсия наполнена интерактивом и выстроена таким образом, чтобы посетители могли полностью погрузиться в мир слабослышащих и глухих людей с его характерными особенностями и ограничениями. Уже и не совсем музей в классическом понимании, но и не развлекательное шоу… Они называют себя музеем. В этом вопросе мы, в первую очередь, отталкиваемся от самоидентификации учреждения и предоставляем аудитории самостоятельно решать, что является музеем, а что нет.

– Заключение?

– Спасибо, что дали возможность рассказать о нашем проекте и планах на будущее. От лица команды «Идём в музей» я хотела бы пожелать читателям счастья и невероятных культурных открытий в Новом году!