Найти тему
МГУ | 270

Придворная интрига

Иван Иванович Шувалов (1727–1797) приходился двоюродным братом двум известным деятелям царствования императрицы Елизаветы Петровны – Александру Ивановичу и Петру Ивановичу Шуваловым. Оба они сыграли важную роль в дворцовом перевороте, приведшем к власти Елизавету Петровну и, соответственно, были вхожи в ближайший круг императрицы, занимая ответственные посты и оказывая влияние на самодержицу. Именно с их подачи в 1742 году в возрасте пятнадцати лет юный Иван Шувалов начал службу при дворе и в 1749 году, удостоившись благорасположения монархини, дослужился до чина камер-юнкера. В 1751 году он был назначен уже камергером, но от дальнейших званий и почестей отказывался, состоя до конца царствования в чине четвертого класса и даже не приняв титула графа, хотя иногда ему и приписывают графское достоинство.

Иван Иванович Шувалов (1727–1797), покровитель науки и культуры в России.
Иван Иванович Шувалов (1727–1797), покровитель науки и культуры в России.

При дворе младший Шувалов снискал авторитет человека образованного, начитанного, проявлявшего интерес к литературе и искусствам, не чуждого благотворительности. Об истории его знакомства с М. В. Ломоносовым существует исторический анекдот. И. И. Шувалов жил открытым домом, устраивая в своем дворце на Большой Садовой улице в Санкт-Петербурге несколько раз в неделю обеды для своих визитеров. Учитывая высокое положение хозяина и возможность в ходе таких обедов непосредственно поговорить с ним, изложив лично свои просьбы и чаяния, гости к Шувалову всегда приходили во множестве. Иногда в их числе бывал и М. В. Ломоносов. Как-то, явившись на очередной обед в несколько затрапезном виде (Михаил Васильевич надел кафтан вышедшего из моды кроя с большими стеклянными пуговицами), он удостоился ироничного замечания некоего из присутствующих щеголей. В моде по тем временам были не стеклянные пуговицы, а металлические застежки, что академику и было поставлено на вид. Это вызвало у Ломоносова весьма своеобразную реакцию. Он, не сходя с места, разразился двадцатиминутной речью о пользе стекла, по окончании которой И. И. Шувалов поблагодарил гостя за очень содержательный доклад и от лица присутствующих попросил предать эту речь бумаге. Так появился поэтический трактат М. В. Ломоносова «О пользе стекла» (1752 г.).

-3

Вероятнее всего, они также регулярно обсуждали вопрос об открытии нового университета. Известно также, что по поводу организационных принципов, на которых должен был строиться университет, у Ломоносова и Шувалова не было единого мнения. Один из первых выпускников Московского университета, И. Т. Тимковский, которому довелось быть свидетелем их некоторых споров, вспоминал затем, что М. В. Ломоносов тогда много упорствовал в своем мнении и хотел устроить новый университет по образу и подобию Лейденского университета – одного из старейших в Европе. Шувалов же резко возражал против, как он выражался, «вольностей европейской жизни», под которыми разумел университетскую автономию. Этот спор академика и царедворца, о котором мы знаем крайне мало, на самом деле очень важен для судеб университетской автономии в России, ибо уже тогда обозначил различие в понимании академической (и не только академической) свободы властью и нарождающейся университетской корпорацией.

Несмотря на эти разногласия, в 1754 году из-под пера М. В. Ломоносова все же появляется его знаменитое письмо с подробным планом устройства будущего Московского университета, которое знаменовало собой начало процесса его создания.

В письме перечисляются следующие преимущества Москвы для устройства университета:

1) большое число дворян и разночинцев, живущих в Первопрестольной и могущих стать потенциальными студентами;
2) более дешевый, по сравнению со столицей, уровень жизни, что минимизирует затраты на создание нового учебного заведения;
3) обилие родственников и знакомых у студентов и учеников, что облегчает им бытовые трудности, связанные с учебой;
4) большое число домашних учителей и репетиторов, которые работают в дворянских семьях и могут облегчать студентам тяготы учебы;
5) географическое положение Москвы в центре России, что облегчает путь к ней всех желающих учиться в университете.

В состав нового университета, по мнению М. В. Ломоносова, должны были входить три факультета: философский, юридический и медицинский. На юридическом факультете по плану присутствовали кафедры: всеобщей юриспруденции, российской юриспруденции и политики. На медицинском факультете – кафедры химии, натуральной истории и анатомии. Философский факультет в первоначальном варианте включал шесть кафедр: философии, физики, оратории, поэзии, истории и геральдики. При университете планировалось открыть гимназию, призванную готовить студентов для университета.

Из воспоминаний того же Тимковского известно, что изложенный в письме Ломоносова проект горячо обсуждался им с Шуваловым, в результате чего туда были внесены некоторые изменения. Они касались числа профессоров, структуры факультетов и сумм, необходимых для организации университета.

Вслед за тем появилось «Доношение об основании в Москве университета и двух гимназий при нем» камергера Ее Величества И. И. Шувалова в Правительствующий Сенат, в деталях повторявшее ломоносовский черновик. Формально автор данного документа нигде не обмолвился ни единым словом об участии первого русского академика в инициировании данного проекта. Ломоносов также молчал об этом. И долгое время (вплоть до 1825 года, когда в архиве Шувалова было найдено и опубликовано это ломоносовское письмо) лавры основателей Московского университета делили И. И. Шувалов и императрица Елизавета Петровна.

Так что сегодня этот проект первого русского академика и всесильного царедворца внешне выглядит как очередной придворный заговор, правда хорошо продуманный и прекрасно исполненный. Отличало же его от большинства подобных придворных интриг своего времени не желание личного обогащения, а интересы развития страны в самом что ни на есть благородном понимании этого слова.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера