Маяковский и училище живописи, ваяния и зодчества

Летом 1911г. Владимир Маяковский держит экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, д. 21). Сегодня это академия Ильи Глазунова,− на самой границе нашего Басманного района.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Мясницкая ул., 21, стр. 2
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Мясницкая ул., 21, стр. 2

В студенческую жизнь, как и его старый приятель Владимир Вегер, молодой художник погружается с головой. Отучившись всего месяц, Маяковский уже выступает на общих собраниях, касающихся, на минуточку, реорганизации состава жюри студенческих выставок. Спустя два − от имени училища произносит речь на похоронах выдающегося художника эпохи модерн и портретиста двух последних царей Российской империи, − Валентина Серова. В своей речи Маяковский призывает чтить память покойного через следование заветам ушедших учителей.

Однако сам он делать этого не особенно собирается. Его товарищами по студенческой скамье становятся те ещё “раскольники”: сложившийся футурист Давид Бурлюк, вундеркинд-новатор Василий Чекрыгин и сын главного архитектора модерна Лев Шехтель (Жегин).

В.Н. Чекрыгин, В.В. Маяковский, В.Ф. Шехтель. Москва, 1913. Желатино-серебряный отпечаток. 8,8х14,6 Государственный Музей В.В. Маяковского (ГММ)
В.Н. Чекрыгин, В.В. Маяковский, В.Ф. Шехтель. Москва, 1913. Желатино-серебряный отпечаток. 8,8х14,6 Государственный Музей В.В. Маяковского (ГММ)

Последний вспоминал, что рисунки Маяковского сильно выбивались из общей массы. Он “писал маслом, ярко расцвечивая холст, достигая внешнего весьма дешевого эффекта”, который учителя как будто бы старательно не замечали.

Внешне Маяковский выделялся не меньше. На холщовую, подпоясанную бечёвкой, простую рубаху, он повязывал бант, собранный из отреза желтой ткани. Образ дополнялся широкополой шляпой.

В.В. Маяковский. Фотобумага, альбуминовый отпечаток. 14 х 9см. ГММ
В.В. Маяковский. Фотобумага, альбуминовый отпечаток. 14 х 9см. ГММ

Именно таким его впервые увидела сестра Льва Шехтеля, − Вера. В своём дневнике она запишет:

"Он футурист, светский человек, одним словом, моего лагеря. Люблю интересных людей!"

А вот желтый бант Вере Фёдоровне невзлюбится. Она подарит новый, черный! Дальше случится роман, который обернется отлучением Маяковского от дома Шехтелей и поспешным отъездом Веры Фёдоровны заграницу.

В.Ф. Шехтель.1913-1915. Бумага матовая, картон бристольский; серебряно-желатиновый отпечаток. Диам.6 см; Паспарту 8 х 14 см. ГММ
В.Ф. Шехтель.1913-1915. Бумага матовая, картон бристольский; серебряно-желатиновый отпечаток. Диам.6 см; Паспарту 8 х 14 см. ГММ

Вскоре Маяковский выпустит свой первый сборник стихов, иллюстрации к которому, конечно же, сделают его товарищи по Училищу: Лев Шехтель и Василий Чекрыгин. Только рисунок на обложку Маяковский выполнит сам. В причудливом пятне, изображенном на ней, можно искать формы зачинающегося авангарда. Но мы-то с вами видим подаренный Верой Фёдоровной бант?

Сборник стихотворений «Я!». В.В. Маяковский. Фото экземпляра из библиотеки русской поэзии И.Н. Розанов. Государственный музей им. А. С. Пушкина
Сборник стихотворений «Я!». В.В. Маяковский. Фото экземпляра из библиотеки русской поэзии И.Н. Розанов. Государственный музей им. А. С. Пушкина


Больше о жизни Маяковского в Басманном читайте
в серии постов.

Текст: Любовь Рыженко