Самый нашумевший российский сериал года снят на основе книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Режиссер Жора Крыжовников воссоздал на экране трагедию молодежи, которую воспитала улица.
Сюжет повествует о периоде заката СССР, о временах неопределенности, тотальной перестройки жизни страны и общества. Свободы стало больше, но на волне всеобщей нестабильности это обратилось во вред, что и породило колоссальный прирост преступности.
Молодежь начинает адаптироваться к стремительно разрушающимся общественным нормам, начинает привыкать к непредсказуемой реальности. Теперь существует только правда улиц, а социальная иерархия разделяется на «пришитых» и «чушпанов».
Андрею 14-и лет, он живет вместе с мамой и маленькой сестрой. Юноша занимается в музыкальной школе и часто подвергается издевкам со стороны уличных пацанов.
По воле случая, примерный Андрюша знакомится с Маратом - ярким представителем молодежной группировки. Так начинается погружение Андрея в дебри уличной жизни.
Весьма классическая история для любого города России той поры. Примерный ученик и просто хороший мальчик, который сталкивается с жестокой реальностью, где существует лишь язык «понятий», а правило есть одно - бей сам или будешь избит. В сериале поднимается вопрос о специфике подростковой жестокости, о том, какие факторы повлияли на то, что произошло с поколением.
Отцы и дети
Сквозь всю картину, словно красной нитью, идет мысль о том, что пропасть между поколением родителей и детей той поры была бездонна. Кажется, что родительские представления о мире устарели, а их законы больше не работают. Тогда молодые умы ищут поддержки в ребятах чуть старше себя. Создается иллюзия, что именно они примут, поймут и научат, как жить.
Примечательно, что в сериале мы наблюдаем за взаимоотношениями внутри совершенно разных семей. У кого-то есть и отец, и мать, а у кого-то только бабушка, одни живут в достатке, а другие за чертой бедности. Но в итоге, даже имея кардинально разный фундамент, ребята оказываются в одной и той же среде, в одной группировке.
Обратите внимание на сюжетную линию Марата и его отца (которого сыграл Сергей Бурунов).
Социальный феномен
Мир поделен на «своих» и «чужих», нет ничего промежуточного, есть лишь «белое» и «черное». Никто не хочет терпеть издевательства, грабежи и побои. Тогда перед человеком встает выбор - смириться с ролью лузера или самому стать агрессором.
Перед этим выбором и встает Андрей. Его прикрепление к группировке - это не осознанное желание, а единственный вариант выживания в суровой реальности. Однако оправдывает ли это моральное падение? Можем ли мы считать его жертвой обстоятельств? Пожалуй, что да, как и многих других ребят-героев сериала.
Трансформация героя
Несмотря на то, что главный герой, на мой взгляд, не самый интересный персонаж сериала. Именно на его примере мы можем увидеть трагедию личности. Заключается она в том, насколько быстро чуждое когда-то насилие и жестокость, становятся верными спутниками человека.
Ярким примером выразительности тут служит изменение внешнего вида Андрея. Изначально мы видим перед собой приятного, опрятного, мальчика-отличника, который при этом обладает характером, смелостью и принципами. Позднее, все положительные качества героя, словно трансформируются не в то русло. Да, он все еще не совсем злодей, да, он все еще смелый и защищает слабых. Но есть ли в этом истинная добродетельность? Ведь таким образом жизни он губит не только себя, но и близких.
Трансформация Андрея происходит вместе со сменой прически, будто бы именно эта обритая голова становится символом новой эпохи героя. Эпохи насилия и кровавых войн.
Что хорошего в сериале?
Отсутствие романтизации преступности. Во время просмотра, невольно провела аналогию с популярным зарубежным сериалом «Эйфория». Разница в этих подростковых драмах в том, что в «Слове пацана» жестокая реальность не прикрывается слоем блесток и гламура. Наоборот, печальная картина мира обрисовывается максимально реалистично, страшно.
При просмотре не возникает желания окунуться в этот мир, не хочется оказаться на месте героев. Вероятно, именно такого эффекта и добивалась съемочная группа сериала. Цель - не вызвать ностальгию у тех, кто застал этот период лично, а напротив, будто бы показать новым поколениям, что уличная жизнь по понятиям - это не веселая пацанская история, где брат стоит за брата, а суровый, кровавый, трудный жизненный путь, который разрушает не только самих участников группировок, но и их родных.
Такое обличение проблематики потерянного поколения молодежи - это предостережение для юных умов.
Есть ли положительные герои?
Каждый зритель должен ответить себе на этот вопрос самостоятельно.
С одной стороны, нам очень хочется сделать героем поколения Вову «Адидаса» (Иван Янковский), ведь он ветеран войны, он по-настоящему смелый и умный парень. А всё зло, что он делает, как нам кажется, вынужденная мера. Действительно, как уже говорилось ранее, в контексте истории, у ребят, будто бы не было выбора, приходилось играть по правилам улицы, где либо бьешь ты, либо тебя.
Но в рамках современности, кажется странным, что старший брат - Вова не пытался оградить младшего брата - Марата от преступной тусовки. Создается впечатление цепной реакции, будто бы авторитет брата и желание быть таким же «трушным», как он и толкает Марата на сомнительные подвиги.
Создается впечатление, что абсолютного добра во вселенной «Слово пацана» нет и быть не может. Есть лишь меньшее и большее зло.
Мораль
Ненависть порождают еще большее зло. Изначально благие цели и принципы могут быть легко стерты под влиянием массы. Вступив в порочный круг из агрессии, аморальщины и безразличия, можно очень быстро стать злодеем, лишиться своей идентичности.
Читайте также: