Найти тему
Просто об импакте

Вузы и социальные предприниматели: как и зачем им сотрудничать?

Оглавление
иллюстратор Кирилл Панченко
иллюстратор Кирилл Панченко

Взаимодействие вузов и социального бизнеса не заканчивается на создании обучающих программ и курсов, посвященных непосредственно такому предпринимательству. Команды проектов могут становиться приглашенными преподавателями, закрывать потребность университетов и институтов в узкоспециализированных областях и принимать студентов на стажировки. Сами социальные предприниматели также заинтересованы в партнерстве — вузы становятся площадкой для продвижения идей и выращивания необходимых сектору кадров.

На какие аспекты взаимодействия социальным предпринимателям стоит обратить внимание при выстраивании таких отношений, разбираем в нашей новой статье.

СТАЖИРОВКИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Первое, с чем ассоциируется взаимодействие вузов и социальных предпринимателей — непосредственно обучение социальному предпринимательству или программа практики и стажировки студентов на базе социального бизнеса. Такой формат дает открывает для социального бизнеса как минимум две важные возможности:

  • расширить аудиторию и найти новое пространство для работы над воплощением миссии
  • найти для себя будущих сотрудников, в том числе, узкоспециализированных — тех, которых не готовят в российских вузах

С такой проблемой, к примеру, сталкивается компания «Простое дело», которая внедряет системные решения и комплексно подходит к снижению экологического воздействия. Но для масштабирования своей деятельности и расширения влияния потенциальным сотрудникам компании нужны компетенции, которых сейчас практически не дают на экологических специальностях большинства вузов.

«В основном университеты выпускают либо инженеров-экологов, либо экологов-природопользователей с общими базовыми знаниями. А для разработки и внедрения системных экологичных решений для бизнеса на основе данных нужны навыки работы с такими данными и со специальным программным обеспечением. Поэтому мы взяли на себя эту образовательную функцию», — рассказывает генеральный директор и сооснователь компании «Простое дело» Анастасия Варлыгина.

«ВЫРАЩИВАНИЕ УМОВ»

Кроме участия в единичных мероприятиях в качестве приглашенных экспертов, социальные предприниматели могут стать полноценными акторами образовательного процесса.

«Вуз — это не только большой бренд, который может каким-то образом продвигать инициативы, но еще и мощная структура, которая может управлять «мозгами», и нужно делать это грамотно: давать этим «мозгам» актуальную проверенную информацию и навыки работы с информацией, чтобы в России менялась экономика, быстрее развивались инновационные проекты и расширялось предпринимательское поле», — отмечает Варлыгина.

И российские социальные предприниматели уже имеют такой опыт. Например:

  • сотрудники компании You Social читают отдельный модуль об устойчивом развитии бизнеса в рамках магистерской программы «Инновационный менеджмент» экономического факультета МГУ
  • основатели «Простого дела» в 2021-м году провели трехдневный модуль «Sustainable business solutions» для студентов-магистров факультета технологического менеджмента инноваций по направлению «Инновационное предпринимательство» в ИТМО
  • Центр нейрокоррекции детей и подростков открыл собственную онлайн-кафедру АВА-терапии на базе Института организационной и клинической психологии

К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ?

Какой бы формат сотрудничества с вузами предприниматели бы ни выбрали, стоит учесть несколько моментов:

  • стоит серьезно подойти к выбору вуза, лично встретиться с директором или его заместителем, понять, общие ли у вас ценности
  • выстраивайте отношения последовательно: сначала можно предложить вузу поучаствовать в написании научной статьи или издании сборника, затем уже можно поговорить о проведении бесплатной практики для студентов, потом перейти к оплачиваемой
  • просчитайте все риски на берегу, обговорите финансовые вопросы
  • примите во внимание бюрократическую сторону взаимодействия с такой большой структурой, как вуз: социальные предприниматели в большинстве своем достаточно гибкие и активные, они быстро отвечают и быстро меняются, а вузы могут не обладать такой скоростью и готовностью к переменам
  • будьте готовы к тому, что вузовское и предпринимательское мышление очень сильно отличается даже в понимании того, как ставится задача и пишется техническое задание. В вузах очень фундаментальный подход, а СП работают итеративно.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

Совместная работа социальных предпринимателей и вузов — это взаимовыгодная история по нескольким причинам.

Во-первых, привлекая в свои обучающие программы социальный бизнес и отправляя своих студентов на стажировки в СП, учебные заведения приобретают добавленную стоимость и конкурентное преимущество. Абитуриенты с большей вероятностью выберут прогрессивный институт, который следит за трендами, привлекает на свою площадку разнопрофильных экспертов и вовлекается в социальную повестку.

Во-вторых, это возможность повысить практическую направленность своих программ за счет кейсов, предлагаемых социальными предпринимателями.

И в-третьих, являясь игроком рынка, как и другие, вуз может обратиться к СП за реализацией каких-то услуг, а имея налаженные отношения с социальным бизнесом, выбрать надежного подрядчика будет намного легче.

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».

Вузы
2632 интересуются