Пешком по КАНИНУ. Часть 1. Шойна - Канин Нос - Шойна.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского). Намерение было пройти весь Канин разом, а это минимум 400 км, от самой северной точки, мыса Канин Нос, и до Мезени.

Находится п-ов Канин в Ненецком автономном округе. От мыса Канин Нос проходит условная граница до мыса Святой Нос (на Кольском), которая разделяет Белое море и Баренцево. Канин Нос — это восточный край побережья Белого моря, для меня очень символичное место, и я обязательно должен был до него добраться.
Для наглядности прикрепил картинку карты, где обозначен п-ов Канин и мой маршрут по нему.

Но, заброситься на мыс Канин Нос, или выброситься с него, для самоходного путешественника не просто, совсем не просто. Поэтому мой путь был чуть длиннее и сложнее.

С Архангельска самолетом добрался до поселка Шойна (самый крайний населенный пункт Канина, до Канина Носа ещё 105 км). Это рейсовый маршрут, попасть на него тоже не просто, но при настырности возможно, я улетел со второго раза.
От Шойны я дошел до мыса Канин Нос, затем вернулся в Шойну, и от Шойны дошел до города Мезень. В итоге, получилось 530 км, но я округляю до 500, потом, в отчёте, будет понятно куда я дел эти 30 км).

21 день, 500 км. Два Беломорских берега: Канинский и Конушинский. Пройдено.

Полуостров Канин и нитка маршрута.

1-й день — 02.08.23

До посёлка Шойна летает самолёт с Архангельска (аэропорт Васьково). Купить билет мне так и не удалось, их просто не было в продаже. Всё лето названивал в кассу Васьково, узнавал что да как. В итоге за две недели до планируемой даты меня записали на подсадку, т. е. никто не гарантировал что я улечу, только если будет место. Самолёт летает раз в неделю. В первый раз не улетел. Во второй раз на подсадку моё место было уже ближе. Да, на подсадку тоже очередь. Но на второй раз тоже не улетел. Но, в тот день был дополнительный рейс и вот на него я попал. Но и на дополнительном не все записанные на подсадку улетели.

Билет стоил 14500. В аэропорту доплатил 2300 руб. за багаж, в цену билета входит только 10 кг багажа. Зато, в первый раз узнал точный вес рюкзака на старте). 25,4 кг.

Побережье Канина является погранзоной. Для посещения нужен пропуск. Получить его не сложно, нужно подать заявление и всё. Сделать это можно не выходя из дома, через Госуслуги. Пропуск пришёл по почте, прямо в почтовый ящик. Сделать это нужно заранее, у меня с момента подачи заявления и до получения письма прошло 1,5 месяца. На самом Канине пропуск у меня никто не проверял, но при посадке на самолёт стоят погранцы и проверяют. Без пропуска на самолёт не пустят.

Полёт прошел нормально. Ан-2 - неубиваемый ветеран.

Прилетели в Шойну в 12-30.

Жара +25, может и больше, ветер слабый.

Шойна знаменита своими пустынными пейзажами, настоящая арктическая пустыня. Кругом дюны, песок. Учитывая адскую жару выглядело это очень атмосферно, а старая ржавая техника сразу отправляет во вселенную Кин-дза-дза.

Везёт мне на жару за Полярным кругом.

Вышел на берег устья реки Шойна. Начинается отлив. Шойна в устье очень широкая, на полном отливе минимум 800 м. Сильное течение.

Главная трудность в пешем путешествие по Канину переправы через реки. Рек много, большинство из них в устье широкие. В обход далеко, если подниматься по рекам вверх, то там тебя ждут болота и няша, причем няша очень суровая. Няша — это такая грязь, смесь ила, песка и глины, идти по которой тяжело, а иногда и невозможно. Тот кто однажды вляпается в няшу, всегда будет стараться её избежать. Канин - «король няши»).

В этот поход для переправ я взял ультра - легкий пакрафт. Весь комплект, с веслом, ремкомплектом, сидушкой и электронасосом весил 2600 гр. Хороший результат. Про пакрафт, переправы и реки Канина я написал отдельную статью, там всё разжевано, что да как.

Надул пакрафт. Надо ждать полный отлив, когда вода повернёт обратно в реку, и в этот момент переправляться.

У пацанов местных спросил про колодец. Сходил набрал воды. Когда вернулся, на берегу мужики готовят лодку. Спросил про переправу, согласились перевезти. Быстро собрался и в 14 ч. я уже был на другом берегу.

Топаю по отливу 3 км до основного берега. Дальше по песку на отливе.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-7

Переправился на пакрафте через Камбальницу, на отливе. Русло было шириной метров 20.

Река Камбальница.
К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-9

Дошел до р. Месна в 18 ч. Полный отлив.

Эту реку также можно пересечь на отливе, 15-20 метров, но для этого нужно идти по косе далеко в море, там более-менее плотный песок. Я же пошел по коренному берегу, и напротив мыса Ванчей решил пойти к руслу, но увяз в няше по колено. Стало понятно, что здесь мне до русла не дойти. Чтобы выйти на косу у моря и дойти по ней до русла нужно было сделать крюк в 4 км. Решил дождаться полного прилива и переплыть на пакрафте. По прогнозу ожидался полный штиль, и по всем признакам так и должно было быть, поэтому я решил плыть. Так то это довольно стрёмная затея, там 1,5 км воды, и это можно сказать уже море. На пакрафтеопасно, но я рискнул, так как ветра совсем не было, полный штиль.

Ставлю палатку. Рядом в болотце вода. Отдыхаю.

В 22 ч. собираюсь, в 23 выхожу. Полный штиль. 1,5 км по воде. Пол часа грёб, по навигатору прошел 1600 метров, самый большой переход на пакрафте за этот поход. Вылез у креста.

Полярный день уже закончился, но ночи ещё белые.

2-й день — 03.08.23

Собрал пакрафт. Иду до Торны. В 1 ч. я в Торне.

Торну лучше переходить на полном приливе, когда воды уже много, но она ещё не повернула обратно в море. На отливе русло всего метров 50, но подходы по няше, поэтому лучше по полной воде, это 800 метров в самом узком месте, напротив рыбацких изб. Русло прикрыто от моря большой песчаной косой, поэтому ветер не очень критичен, но если будет штормить, то будет не хорошо для пакрафта.

Ставлю палатку. Решил здесь отдохнуть, и на следующей по большой воде перейти на пакрафте.

Поспал. В 6 ч. встал, погулял по Торне.

Река Торна на отливе.

Здесь заброшенное рыбацкое становище. Стоят несколько изб, в некоторых ещё можно переночевать.

В 11 ч. перешел на другой берег.

Дальше песчаный берег. Тепло иду в футболке.

Канинский берег Белого моря.
К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-17

На ногах трекинговые кроссовки. С собой, в этот раз, взял сапоги из эвы, предпологал, что в них я буду месить няшу, но в итоге весь Канин прошел в кроссовках. И по няше тоже, так как сапоги в няше легко можно оставить, а кроссовки, если покрепче зашнуровать, то не слетают. Сапоги использовал на последних 30 км, на подходе к городу Мезень, там уже были классические архангельские болота, и раз уж у меня были с собой сапоги то там я в них и шёл.

Днём стало жарко. Воды нет. В 2 км от реки Сальница нашел ручеек с болота. Остановился отдохнуть, поесть.

Пока отдыхал подошел болотоход. Там два мужика, с Шойны, едут на Большую Бугряницу, в избу. Взяли мой рюкзак до избы. 8 км иду налегке. Хорошо!

Сальницу перешел по колено на отливе, у моря. Здесь изба, там 2 человека, прошел мимо.

Канинский берег Белого моря.

К 18 ч. дошел до Большой Бугряницы.

Мужики угостили чаем. Поставил палатку рядом с избой. Сходил на небольшое озерцо, искупался, вода теплая. Вечером жарко, ветра нет, мошка.

Весь вечер с мужиками проговорили, они накормили меня супом. Зовут их Николай и Игорь. Посоветовали оставить пакрафт здесь и на обратном пути забрать, т. к. дальше все реки мелкие. Отличная идея, как я сам не догадался, зачем таскать лишний вес туда сюда.

В 0-00 отбой.

3-й день — 04.08.23

Проснулся в 5 ч. Мужики ушли ставить сети. Собрался, позавтракал. Вышел в 6 ч. Лодку, по совету мужиков, оставил в избе, дальше до Канина Носа она не понадобится. На обратном пути заберу. Ещё сапоги оставил.

По отливу иду по берегу до реки Песцовой. Жарко, + 27 было с утра на градуснике у избы, слабый ветер. Берег становится выше.

По пути, днём, видел оленей на берегу.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-24

К 10 ч. дошел до реки Песцовой. Ставлю палатку. Соорудил тень из подручных средств. Отдыхаю.

Река Песцовая.
Олени на берегу пасутся.

Купался в море. На пляже песок такой горячий, что стоять голой ногой невозможно.

В двух километрах от устья Песцовой есть очень живописный водопад. На картах пишут, что высота этого водопада 11 метров.
Во второй половине дня, когда солнце немного склонилось, и стало не так жечь, я отправился к водопаду. Я пошел прямо по реке, так путь чуть длиннее (2,5 км), но зато не нужно постоянно вверх-вниз скакать. Только уже в 100 метрах от водопада нужно подняться на сопку метров на 150.

Река Песцовая.

Водопад действительно очень красивый. Река сначала течет с Канинского Камня в глубоком каньоне, а затем резко падает вниз.

Водопад на р. Песцовой.

Вода в водопаде была очень тёплой. Я купался, стоял под струей. Такие моменты навсегда отпечатываются в памяти. Стоит только закрыть глаза и сразу видишь мощную струю, водяную пыль в воздухе, солнце. И слышишь грохот падающей воды.

Долина реки Песцовой.
Каньон Песцовой.

В лагерь в устье вернулся к закату. В моё отсутствие на песке появился след хозяина. Прошёл с Канина Носа в направлении Шойны.

Ужин, костер, красивый закат.

Солнце катится за Канин.

4-й день — 05.08.23

Ночью было тепло, ветрено. Проснулся в 4 ч., уже отливает. Ветер, солнечно. Позавтракал, вышел в 5-40.

Надо сказать, что по беломорскому побережью Канина нужно идти только на отливе. Если на других берегах ещё как-то можно бывает идти и на полной воде, то здесь без вариантов. А на отливе идётся очень хорошо, на всём протяжение Канина было только несколько мест с няшей и скальными прижимами.

Иду в куртке, но через час снимаю, и иду в футболке. По отливу идти хорошо.

Видел вчерашних оленей.

К 10 ч. дошел до ручья в 3 км от урочища Новая Тоня. Встаю на отдых. Жара, ветра нет. Делаю ограждение для тени.

К 12 ч. прилило. Начался слабый дождь. Ставлю палатку. Дождь быстро прошел. Опять жара. Искупался в море.

В 13 ч. полная вода. В 14 стал собираться. В 15 ч. уже есть место для прохода, вышел.

В 16 ч. дошел до урочища Новая Тоня, встаю на ручье. На берегу развожу костер, ужинаю. В 18 ч. начинается мелкий дождь. Небо затянуло, туман.

Залез в палатку, поспал до 21 ч. Отдыхаю дальше. От ручья хороший подъем на Камень, оленьи тропы. Палатка прямо на тропе. Завтра пойду по берегу сколько позволяет. За следующим мысом уже не песок, а скалы.

5-й день — 06.08.23

С утра туман. И не жарко.

Позавтракал и вышел в 8 ч.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-44

Дальше берег со скальными выходами. По скальникам протоптаны тропки оленями.

Дальше очень много картинок.

Когда совсем отлило, шел по песчаному дну, между скалами. В тумане берег выглядит таинственным.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-50
Тундрой захлеснуло.

За урочищем Тарханово встал на обед, пережидаю прилив.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-54

С отливом иду дальше.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-56

До ручья Тарханов было хорошо идти, по отливу. После пришлось идти по склонам, по оленьим тропам. Ещё и дождь сильный и ветер. Море заштормило.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-61

Прошел до урочища Норвежская Изба к 20 ч. Весь вечер и ночь идёт дождь. Несильный, но постоянный.

6-й день — 07.08.23

Встал в 9 ч. Позавтракал, вышел в 10-30.

По берегу дошел почти до оконечности мыса Канин Нос. Можно было и до мыса дойти, но там был хороший плавный подъем и дорога. Поднялся в тундру. Отсюда уже виден Канинский маяк.

Канинский маяк.
Метеостанция

Погода хорошая, тепло и ветер.

Дошёл! Восточный край побережья Белого моря. Дальше уже море Баренца. Год назад стоял на противоположном берегу, на Святом Носу, и вот теперь дошел до Канина Носа. Эх, как долго я мечтал досюда дойти! Дойти то не сложно, главное было сорганизоваться и быть готовым осуществить задуманное. Теперь я это сделал.

К 14 ч. зашел на метеостанцию. Там Лена (начальник станции) и Миша. Сразу же предложили у них переночевать и баню. Поговорили.

Мыс Канин Нос.

Сходил к маячникам. Их четверо: Джамбул, Женя и Вера, ещё одного человека не застал. Сходил в баню. Спасибо большое Лене и Мише за гостеприимство.

Вечером красивый закат.

7-й день — 08.08.23

Подъем в 9 ч. Позавтракал. Прощаюсь. Выхожу в 10-30. Температура + 9 и ветер.

Канинский маяк.

Иду по тундре, по старой дороге. Её практически нет. В итоге след растворился в тундре. Идти более-менее. Ровно, болото, кочки.

К 19 ч. дошел до верховья ручья Тарханов. Встаю. Вечером ветер стих, появилось солнце, но прохладно.

Дров нет, поэтому на ужин и на завтрак залил гречку водой из ручья. В этот поход я не брал газ и горелку. На побережье полно дров, везде. А в тундре я не планировал много ночевок, поэтому можно и так обойтись.

8-й день — 09.08.23

Ночь была прохладной. Проснулся в 7 ч. Солнце и легкий туман. Перекусил на сухую. Собираюсь, выхожу в 9 ч. Иду по тундре. Много болот. Кочки попадаются. Рельеф, в основном, ровный.

Встретил стадо оленей. Сначала услышал далёкие звуки хорканья и топот тысяч копыт, а потом горизонт стал рогатым). Большое стадо оленей шло со стороны Баренцева моря в сторону Белого. В этом месте Канин шириной всего чуть больше 10 км.

Распогодилось. Солнце и ветер. Иду в футболке.

У тархановских водопадов сворачиваю ближе к морю. Очень интересный и красивый ландшафт. Но, постоянно вверх-вниз.

Водопады — супер! Небольшие, но очень красивые. В скалистых каньонах.

По Большому Мязгину вышел к морю. Дальше по берегу. Прилив.

Прошёл 800 м, идти невозможно, жду отлива. В 18 ч. двинулся дальше. Дошел до урочища Новая Изба. Встаю в знакомом месте, у ручья. Костер, ужин.

Вечер тихий, достаточно тёплый.

9-й день — 10.08.23

Проснулся в 6 ч. Тепло, безветренно. Позавтракал, вышел в 7-30.

Иду по отливу. Быстро. Жара!

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-82

К 11 ч. дошел до Песцовой. Встаю на отдых. Сделал завесу от солнца. Помылся в реке, постирался.. Полный прилив в 16-30. В 17 ч. выхожу дальше, до Большой Бугряницы.

К походу по Беломорскому побережью Канина я готовился несколько лет (как и к прошлогоднему походу по побережью Кольского).-83

В 20 ч. поднимается ветер.

В 1 км от Большой Бугряницы обнаружил кусок глины с окаменелостями (аммониты). Отколол немного, взял с собой.

Аммониты.

В 21 ч. у избы на Большой Бугрянице. Николай и Игорь на месте. Утром они собираются в Шойну. Я с ними).

10-й день — 11.08.23

Проснулся в 7 ч. Тепло. Искупался в озере. В 8-10 выехали на болотоходах.

Доехали до Товры. Один болотоход оставили. Другой переправили на другой берег, на буксире на лодке. Я с Николаем на лодке, Игорь на болотоходе по берегу. Через реки буксируем болотоход.

Спасибо мужикам! Так бы пришлось повторно штурмовать реки, и это могло сильно задержать.

В 11-30 в Шойне. Жара! Безветрие.

Закупился в магазине едой.

Шойна.

Очень вкусная ледяная вода в колодце, ближнем к маяку. Набрал воды.

Выхожу на берег. Идти тяжело. Рюкзак опять потяжелел. И жара. В тени от дюны отдохнул, перекусил.

В походе по Канину провиант можно пополнять в поселках. Поэтому тащить много с собой не обязательно. Сразу с самолёта у меня было еды на две недели, чтобы можно было спокойно сходить до Канина Носа и обратно до Шойны. В Шойне я пополнил запасы на оставшиеся 300 км до Мезени. Но, можно ещё было дозаправиться в Кие, в Чиже и в Неси. Правда до Чижи и Неси ещё нужно было топать от берега прилично, деревни расположены не на берегу моря, поэтому я закупился в Шойне сразу до финиша.

Иду дальше. На подходе к рекам Местным, меня несколько км подвез сын Игоря на болотоходе, до второй реки. К сожалению не запомнил как его зовут. Спасибо!

Только начинается прилив, реку перешел по самое то. По огромному песчаному полю иду к избе.

В избе есть газ. Ставлю палатку. На сегодня хватит. Очень тяжело идти по жаре.

На болоте полно птиц. Вечером голосят на все лады.