8,9K подписчиков

Сергей Столяров: почему не исполнили последнюю волю умирающего

Сергей Столяров в неполные 60 был полон сил и энергии, у него было множество творческих задумок, но коварный недуг подкосил актера. Чувствуя близкую кончину больной лишь попросил захоронить его на Новодевичьем кладбище: "Там хорошая компания, там Петька Алейников..."

"Цирк" 1936 г.
"Цирк" 1936 г.

Но родные не смогли добиться разрешения на участок на престижном кладбище. А ведь в былые годы Сергей Столяров стал не просто звездой экрана, он был символом нового советского человека, кумиром поколения.

Сергей в молодости служил в театре. Причем в обоих смыслах этого слова: юноша проходил срочную службу в Центральном театре Красной армии. Там симпатичного актера приметил сам Александр Довженко и утвердил на одну из главных ролей в картину "Аэроград".

После яркого дебюта Сергея в кино сразу же поступило предложение от Григория Александрова: знаменитый режиссер пригласил его без проб на съемки знаменитой впоследствии комедии "Цирк".

Сергей Столяров и Любовь Орлова. "Цирк" 1936 г.
Сергей Столяров и Любовь Орлова. "Цирк" 1936 г.

Его партнершей по фильму была Любовь Орлова. Легендарная актриса довольно поздно пришла в кино, когда ей было уже за 30 и всю свою карьеру Орлова вела гонку с возрастом, играя героинь значительно моложе себя.

Вот и в "Цирке" 34-летняя актриса составила пару 24-летнему Столярову. Орлова прекрасно выглядела, но все же в нескольких сценах разница в возрасте бросалась в глаза – их пришлось переснять.

Несмотря на все сложности, фильм вызвал фурор. На создателей картины посыпались награды и звания. Удивительно, но один из исполнителей главной роли в "Цирке" Сергей Столяров никак не был отмечен за эту работу. Напротив, актер поимел некоторые проблемы.

По одной из версий Сергей сильно повздорил с Александровым и пропустил премьерный показ картины. Более легендарный режиссер никогда не приглашал Столярова в свои фильмы.

Зато Сергей вскоре обрел себя в амплуа сказочных и былинных героев. Ему посчастливилось поработать с главными режиссерами-сказочниками: Александром Роу и Александром Птушко.

Алла Ларионова и Сергей Столяров. "Садко" 1952 г.
Алла Ларионова и Сергей Столяров. "Садко" 1952 г.

Нельзя сказать, что Сергей Столяров был в опале у властей. Он получил Сталинскую премию I степени, имел государственные награды. Но вот артистическими званиями его не баловали. Лишь в 1957 году актер получил Заслуженного артиста РСФСР, что, конечно, никак не соответствовало его вкладу в кинематограф.

"Туманность Андромеды" 1967 г. Последняя роль актера
"Туманность Андромеды" 1967 г. Последняя роль актера

Столяров снимался не слишком часто. В конце 1960-х годов решил попробовать себя в режиссуре. Взяв за основу повесть Анатолия Клещенко "Когда расходится туман", Сергей Столяров сам написал сценарий. Но вот поставить картину он уже не успел, свалила неизлечимая болезнь. Позднее этот фильм снял режиссер Юрий Вышинский.

В больнице Столяров тоже продолжал работать: писал сценарий о Дмитрии Донском. Но коварный недуг победил, сценарий остался незаконченным и фильм так никогда и не вышел. Сергея Столярова не стало 9 декабря 1969 года. Ему было всего лишь 58 лет.

За несколько недель до смерти актеру присвоили звание Народного артиста РСФСР, что тоже никак не отражало его заслуг. И когда умирающий пожелал обрести покой на Новодевичьем кладбище, власти воспротивились – на престижном московском кладбище хоронили лишь Народных артистов СССР.

Интересно, что Петр Алейников, похороненный незадолго до этого на Новодевичьем, про которого вспомнил Столяров, вообще не имел никаких званий. Звезда "Трактористов" получил свой участок от другого "тракториста" Бориса Андреева. Сам Андреев позже был похоронен на Ваганьковском.

Фото ru.wikipedia.org
Фото ru.wikipedia.org

Там же, на Ваганьковском нашел покой и Сергей Столяров. Так что и там у него нашлась достойная компания. Когда десятилетие спустя на Ваганьковском кладбище похоронили Владимира Высоцкого, отец легендарного барда сказал: "Его похоронили рядом с самим Столяровым!"