Фильм ужасов неразрывно связан с социальной аналитикой, т.к. авторам (сознательно или бессознательно) приходится снова и снова работать с природой страха, который, в свою очередь, порожден окружающими обстоятельствами. Иногда авторы совершенно игнорируют этот вопрос и тогда легко приходят к провалу. А иногда, наоборот, получаются интересные эксперименты (хотя и не гарантирующие кассовый успех). Любопытный пример представляет собой лента Джона Шлезингера 1987-го года “Верующие”, соединяющая в себе критику неолиберального курса Рональда Рейгана и оккультный хоррор.
Полицейский психолог Кэл Джеймисон переживает личную трагедию: его жена погибла в результате несчастного случая, и он остается воспитывать малолетнего сына Криса в одиночку. Чтобы сменить обстановку и справиться с горем, Кэл вместе с Крисом переезжает из Миннеаполиса в Нью-Йорк, где устраивается психологом в местный полицейский департамент. В качестве одного из первых заданий Джеймисону поручают пообщаться с полицейским Томом Лопесом - он работает над делом странной серии ритуальных убийств детей и почему-то вбил себе в голову, что душегубства совершаются не просто психованными фанатиками, но также действительно связаны с реальным вариантом какого-то колдовства.
Лопес утверждает, что сектанты принадлежат к религии Сантерия, представляющей собой один из видов латиноамериканского язычества. И Кэл, и непосредственный начальник Лопеса, лейтенант МакТаггерт, уверены, что Лопес повредился рассудком и переутомился, поэтому нуждается в отпуске и помощи.
Тем временем убийства продолжаются, а Кэл начинает замечать некоторые странности, происходящие уже вокруг его собственной семьи. Его домработница Кармен расставляет по дому какие-то артефакты, будто бы для защиты Кэла и его сына Криса. С течением расследования выясняется, что с сантерийским колдовством связаны не только отдельные сектанты, но и высшие предпринимательские круги Нью-Йорка.
Джон Шлезингер, обладатель премии “Оскар” за “Полуночного ковбоя”, режиссер довольно важный для эпохи Нового Голливуда, вряд ли взялся бы за постановку ужастика ради того, чтобы показывать расчлененные трупы, круги из пепла или всяческие проклятия. Полагаю, гораздо больше его заинтересовала взаимосвязь между оккультизмом, политикой и экономикой. Сюжет напрямую утверждает, что крупная буржуазия буквально готова отдать простых людей (и даже детей) на физическое растерзание для того, чтобы получить власть, богатство и успех. И всяческие африкано-латиноамериканские шаманы оказываются лишь прислужниками правящего класса.
Не зря же дело происходит в Нью-Йорке, с его Уолл-стрит, корпоративными штаб-квартирами и лимузинами. С другой стороны, есть рабочие мигранты вроде Кармен или натурализованные приезжие вроде полицейского Лопеса, которые, наоборот, пытаются подстраховать обычного американца (некоторые критики увидели в этом некий вариант ксенофобии). Возможно из-за того, что “Верующие” касаются такой необычной темы, Шлезингеру удалось привлечь в проект Мартина Шина на главную роль и Роберта Лоджию в качестве лейтенанта МакТаггерта.
Но о принадлежности к жанру хоррора тут напоминает присутствие Ричарда Мазура, известного нам по “Нечто”. И хотя в фильме есть достаточно несуразностей, его необычный подход позволяет ему не только порадовать глаз искушенного любителя ужасов, но также сохранить актуальность для наших дней.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!