Разбор символизма танца-кульминации из индийского фильма «Пурнами» - 3 часть

1-я часть статьи здесь. 2-я часть статьи здесь.

1-я часть статьи здесь.

2-я часть статьи здесь.

Женщина выбирает продолжать молитву ради Бога, а мужчина – выбирает защищать молящуюся женщину и помогать ей продолжать танец и молитву вопреки всем трудностям и вопреки всем его ранам.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Играют гонги и трубы, звуки богослужения или военной битвы. Кешава борется сам с собой, чтобы продолжать перекатываться по осколкам. Глаза Пурнами потерянные, замученные, но она продолжает молиться и танцевать.

Женская молитва – дать мужчине пострадать ради её защиты и ради того, чтобы дать ей продолжить молиться Богу.

Но, идя по этой дороге страдания, вдвоём, он и она всё больше приближаются к алтарю и к Богу, к божественному внутри них самих.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Дорога, ставшая узкой и только лишь заполненная осколками и болью приводит к широкой площадке, по центру которой – новый цветок.

Пурнами подпрыгивает, чтобы спрыгнуть, Кешава вырывается вперёд и уже руками расталкивает осколки на её пути к алтарю. Чтобы она завершила богослужение и танец, мужчина ранится снова и ранит уже другие части себя, своего тела.

Женщина встаёт у центра другого цветка, уже в центре храма и перед алтарём.

Окровавленный мужчина встаёт около, чтобы сложить окровавленные ладони в молитвенном приветствии Бога. Мужчина как может помогает женщине служить богу, молиться о благе страдающих других и танцевать.

Кадр из фильма индийского "Пурнами"
Кадр из фильма индийского "Пурнами"

Мужчина напряжён и сосредоточен. Когда летит снизу в девушку очередная бутылка, ещё целая, Кешава успевает подхватить её в бутылку.

Она – молится и танцует. Он – израненный сильно, но продолжает стоять на страже её молитвы, продолжающегося танца и покоя.

Пурнами снимает кувшин с горящим огнём с головы, прижав к нему кувшины с огнём из рук, сняв втроём кувшины с пламенем, выплескивает пламя с горящим маслом в чашу уже прямо перед символом Бога. Огонь поднимается над чашей.

1-я часть статьи здесь. 2-я часть статьи здесь.-5

Кстати, богослужение в Индии принято совершать с огнём, с костром или со светильником. Свет рассеивает мрак в нашей жизни и наше невежество. А огонь богослужения кладутся пожертвования для богов – кокос, масло, другое. Не мясное!

Звучит звук раковины, как перед началом битвы. Взгляд Кешавы мрачнеет и загорается. Он внезапно спрыгивает с площадки перед алтарём в водоём.

Мужчина опускается на самое дно, дно своей природы или дно человеческих страстей, животных инстинктов, разгневанный, что женщину слабую могли сильно поранить.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Пурнами поёт о любви божественной «прима» и о йоге. Пурнами танцует уже в центре нового, окровавленного от ран Кешавы цветка перед алтарём Бога. А мужчина в это время начинает хватать слуг раджи, которые могли серьёзно искалечить девушку – и очень по мужски даёт гадам, богохульникам и демонам по морде.

Пока мужчина озверело вершит справедливый суд, женщина ложится сложенными в молитве руками и грудью, сердцем, головой – в центр цветка перед алтарём. Кстати, этот цветок-круг без квадрата! Пройдя по дороге страданий узкой, мужчина и женщина вошли в центр храма и центр своей души. К духовности, уже лишённой материального, ограничивающего духовное – уже нету квадрата, налагающего границы на круг.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Но у мужчины бог – это разгневанная форма бога Шивы, Рудра, бог, давший ему энергию встать, не смотря на многочисленные раны – и пойти вершить суд над мучителями, садистами и богохульниками, засравшими храм мусором и едва не искалечившие невинную девушку за стремление молиться богу вместо кратковременного разврата с властьимущим. Кешава в воде, на глубине, в пучине страстей и мужской природы, клокочущей, волнующейся.

А девушка – у цветка перед алтарём, залитом его кровью в попытках её защитить. Она молится, она притихла, сложив руки в молитве. Женская энергия, вначале много двигающаяся, в танце, в молитве и в заботе о страдающих людях, наконец-то замерла. А вот вначале долго неподвижный и мало подвижный мужчина – начал много двигаться.

Раздаётся удар грома и начинается обильный ливень. Священники поднимают руки, славя Шиву как верховного и великого бога – Махадэва.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Едва не плачущий отец Пурнами складывает ладони в молитве и славит бога. Верующие славят бога.

Девушка приподнимается, начиная улыбаться.

Люди славят бога со всех мест в храме и за границами храма.

Пурнами подставляет лицо ливню.

Кешава выныривает со дна, раскидывая четырёх слуг раджи в разные стороны, они цветком и веером опадают с четырёх сторон от него и снова уходят под воду.

Мужчина расцветает как цветок, когда защищает женщину и других людей, когда служит Богу и когда вершит справедливый суд над людьми, вломившимися в храм и в женскую жизнь, в женский танец и молитву как демоны.

Пурнами, ликуя, медленно начинает кружиться перед алтарём, под струями дождя.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Кешава неиствует, дерётся со слугами раджи, избивая их и верша справедливый суд. Из-под ворота мужчины опять выскользнул медальон с изображением змеи, символа бога Шивы. А его рубашка, окрасившаяся полностью в кровавый красный цвет, от погружения в водоём и от струй дождя с неба падающего густо-густо становится заметно белой – цвет аскетизма и верности возвращается к мужчине. Он снова успокаивается и возвращается к божественному.

Пронзительная сцена, когда Пурнами перестаёт ликовать от дождя и божьего благословения и останавливается – за дорогой из битого стекла стоит мужчина в окровавленной рубашке и серьёзно смотрит на неё, промокший и израненный. Он не мешает ей радоваться и хвалить бога, он стоит в стороне и смотрит, отдавая её Богу и буйной радости от начала дождя и божьего благословения. За спиной Кешава девочки и женщины славят бога Шиву. Или славят энергии божественные в этом конкретному мужчине, охраняющем покой и здоровье, радость потом уже у Пурнами.

Кадр из индийского фильма "Пурнами"
Кадр из индийского фильма "Пурнами"

Начиная плакать под дождём, смотря на защитившего её мужчину, девушка складывает руки в молитвенном жесте. Сейчас она стоит уже спиной к алтарю и смотрит на защитившего её и на пострадавшего ради неё мужчины.

Пурнами срывается с места и бежит по узкой дороге, усыпанной осколками, залитой его кровью и дождём от Бога, босыми ногами бежит, сама уже раны получая, ничего не замечая вокруг. Женщина возвращается от центра храма и от бога к земному мужчине, который её защитил. Он столько раз защитил её, что она стремится к нему как может быстро и она уже не чувствует боль от многочисленных порезов на ступнях.

Миг – и девушка, завершившая поклонение Богу, смотрит в глаза земному мужчине, жениху её старшей сестры. Миг – и девушка опускается на колени перед мужчиной, чтобы коснуться его ног, как святого, священника, монаха или бога.

Кадр из фильма телугу "Пурнами"
Кадр из фильма телугу "Пурнами"

Мужчина сразу же осторожно подхватывает её под руки, не давая кланяться ему, человеку, как Богу и вместо Бога.

Женщина юная робко смотрит в глаза потрясшему её мужчине.

Кстати, до дня молитвы-танца она немного была знакома с пришлым и много ему перечила, ворчала, шутила. Но это первый и единственный раз, когда она с таким глубоким уважением опустилась перед ним на колени, чтобы коснуться его ступней, как святого.

Кадр из фильма индийского "Пурнами"
Кадр из фильма индийского "Пурнами"

Она смотрит на него потерянными, заплаканными глазами, потрясённая, сколько он мучался, чтобы защитить её и не дать помешать её богослужению.

Он робко зовёт её по имени и осторожно касается её щеки.

Он что-то ей говорит, он тихо кивает, он обнимает уже обе её щеки двумя широкими ладонями…

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Но вот тут я уже забыла перевод фразы, смотрите сами фильм, девочки, что он ей вдруг сказал и на что она кивнула:)

Кешава осторожно подхватывает Пурнами заплаканную ладонью за затылок, бережно прижимает её к своей груди.

Отец-священник опускает руки, поднятые и сложенные в знак молитвы, смотрит растерянно на обнявшуюся дочь и мужчину.

Через мгновение отец руки складывает уже в знак отцовского благословения дочери и обнимающего её мужчины, защитившего дочь и спасшего богослужение. Он благославляет их пожениться и быть счастливыми вдвоём.

Чтобы отец дочери благословил мужчину – ему надо увидеть, что мужчина, появившийся около дочери, способен много терпеть и потрудиться тяжело, израниться и претерпеть раны, стараясь защитить жизнь, здоровье и счастье его дочери.

И, кстати, индуисты считают, что мужчина/Бог Шива неподвижен и словно труп, покуда не появится женщины, силы женской энергии Шакти.

Красивый танец-молитва и красивый рассказ о встрече и слиянии мужской и женской энергии получился, не правда ли?..

P.S.

А вы уже смотрели этот пронзительный фильм о любви и молитве Богу на языке телугу?:)