Найти тему

Разбор символизма танца-кульминации из индийского фильма «Пурнами» - 2 часть

Постер к индийскому фильму "Пурнами"
Постер к индийскому фильму "Пурнами"

Продолжение танцев, символизма и песни любви, и танца молитвенного богослужения. Заглавные картинки для девочек:) Качество кадров из фильма какое есть, я по чистой случайности нашла видео на языке телугу с качеством немного выше. Да, это вам не Болливуд;) Это Толливуд! Это из другой части индийского кинематографа.

1-я часть статьи здесь.

Итак, мужчина открыл глаза и обнаружил женщину красивую, более того, в божественной женской ипостаси. Мужчина потрясён тем, что Пурнами сияет в молитвенном экстазе, и как верующая, и как дэвадаси, и просто как красивая женщина-танцовщица.

Пурнами воспевает Парвати – вторую жену бога Шивы. Реинкарнацию Сати.

Вообще-то, жених старшей сестры видел и первую свою любимую танцующей, среди цыган-артистов. И тогда влюбился в кокетливую, смеющуюся, дерзкую немного девушку. И наедине ему возлюбленная танцевала.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Но сейчас младшая сестра любимой танцует танец-молитву, танец для бога, женщина старается сейчас не для радости мужчины земного, а для того, чтобы усладить попытаться самого Бога. Мужчина снова видит танцующую женщину, но это пик танца и новая грань души, искусства и танцовщицы – когда женщина посвящает самое красивое, что есть у неё и что умеет для Бога, когда она училась танцевать уже именно для Бога, а не для людей.

Мужчина опускает взгляд, не желая смотреть на младшую сестру возлюбленной, но, не удержавшись, снова хочет посмотреть на неё, он в большой растерянности. Девушка в этот момент танцует опять на круге-цветке – символе духовного, близко к самому центру круга-цветка. Девушка в свой пылкой молитве и стремлению помочь людям так погрузилась в богослужение, что ничего вокруг не видит и не замечает, душа приближается к божественному очень близко. И как пылкая искренняя верующая, и как танцовщица, и просто как женщина – она расцветает прекрасным цветком в эти мгновения.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Кстати, круг-цветок красного и зелёного цвета, Пурнами переступает постоянно с одного цвета на другой. Красный цвет – цвет свадебного платья, цвет знака жены, впервые наносимый женихом ей на свадьбе красный порошок на пробор, цвет страсти, цвет шакти и тантры. Зелёный – мир и счастье, успокаивает ум, цвет самой природы, плодородия и изобилия.

Сама одежда Пурнами, кстати, красно-чёрная. Чёрный – цвет земли, темноты, апатии. Несчастливый цвет, но также и отпугивающий зло.

В причёске Пурнами красные и белые цветы. Белый – это символ чистоты, святости, знания, мира. Хотя у вдов сари только белого цвета – знак аскетизма и верности мужу.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

У жениха погибшей сестры Пурнами рубашка, кстати, белая.

«Кешава, Пурнами так похожа на свою сестру!» - говорит взволнованный священник-отец, кладя ладонь ему на плечо. Жених погибшей смотрит на него с глазами слезящимися уже.

Кадр из индийского фильма "Пурнами"
Кадр из индийского фильма "Пурнами"

Из водоёма в храме начинают выныривать слуги раджи.

Пурнами танцует уже в центре цветка-круга, на голове у неё чаша с огнём и в каждой руке по чаше с огнём.

Вспомним индийскую идею, что человек соткан из трёх природ, движущих сил.

Это саттва – энергия милосердия, благости, чистоты, божественного, знания. Это раджас – энергия страсти, как любовной, мужской и женской, так и пылкого стремления или служения к чему-то, так и властолюбия или творческой энергии. И это тамас – энергия разрушения, жестокости, тупости, безумия, инстинктов животных.

У Пурнами сейчас три чаши с огнём горящим – все три природы в ней, все три энергии слились воедино, в особую гармонию или энергию. Или это её тело, душа и сознание слились воедино. Или она как женщина, танцовщица и священник слилась воедино в это время танца.

Пурнами отходит от центра цветка-круга, переходит по лепесткам и снова подходит к краю квадрата. Дорогу к алтарю перед ней осыпают цветочными лепестками девочки и женщины. Танцовщицу приветствуют уже как богиню или как священнослужительницу, люди приветствуют высшее проявление красоты и божественности в ней.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Дорога, усыпанная цветочными лепестками, ведёт к символу священному Бога. Душа Пурнами и верующей на дороге к Богу. Но, кстати, лингам – это и символ мужской энергии, мужской природы, мужского начала, мужчины.

Девушка расцвела как цветок – и начался её путь к мужчине.

Верующая расцвела в своей молитве – и начался её путь к Богу.

И, заметьте, у индуистов одно другому не мешает.

Молящиеся протягивают руки в сторону алтаря.

Из водоёма храмового выныривают слуги алчного и мстительного раджи.

Женская красота и танец рождают в мужчинах самые противоречивые чувства. У кого-то – желание использовать, разрушить её покой, чистоту, счастье и красоту, погубить красотку, чтобы не досталась другому.

У кого-то восхищение. И желание её защитить.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

«Славься Махадэв!» - поют верующие, мужчины, а девочки и женщины молодые осыпают путь перед Пурнами и её саму желтыми лепестками. Жёлтый – цвет весны, ограждающий от зла, символ знания и учения, счастье, гармонию и медитацию.

Слуги раджи из водоёма выкидывают стеклянные бутылки на дорогу, ведущую к алтарю. Первым от звона стекла бьющегося вздрагивает жених старшей сестры, потом отец-священник взволнованно оборачивается.

Кешава и отец в ужасе смотрят, как всю дорогу к алтарю забросали осколками стекла.

Пурнами поднимается по лестнице, по ступеням, засыпанным жёлтыми цветами, чтобы опуститься с другой стороны лестницы – на осколки. Пурнами в молитвенной медитации и религиозном экстазе – она не слышит звона бьющегося стекла и не видит осколков на дороге к алтарю.

«Осторожнее!» - кричит Кешава.

«Она не слышит!» - говорит растерянный отец Пурнами.

Кешава бросается вперёд и ложится животом и грудью перед последней ступенькой лестницы, ведущей к опасной дороге к алтарю. Пурнами, не замечая ничего, наступает ему на спину.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

«Оум!» - поют верующие, то ли не видя осколки, то ли не желая остановить богослужением.

Оум – священный звук в индуизме, символ бога-творца, первый звук, из которого родилась Вселенная.

Когда мужчина пожертвовал собой ради защиты женщины – люди вокруг начинают славить бога-творца, звук первый в родившейся Вселенной. Когда мужчина преодолевает свою лень, эгоизм и жадность ради помощи и защиты женщине – в нём пробуждается божественная энергия мужская, энергия бога-создателя, начинается новая вселенная отношений между им и ею.

Отец-священник, потрясённый самопожертвованием Кешавы, тянется звонить в колокол.

Пурнами замечает, что наступила на человека или внезапно замечает битое стекло, усыпавшее всю дорогу перед ней. Глаза Пурнами заволакиваются слезами.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Священники начинают звонить в колокола. Колокол – благоприятный звук. Колокол помогает отойти от мирских мыслей о материальном к божественному. Колокол сообщает богу, что человек пришёл в храм. Колокол приветствует божественность и рассеивает зло.

Когда мужчина себя в чём-то ограничил, претерпевает трудности, боль и лишения ради помощи и защиты женщины – это пробуждает в нём лучшие грани мужской природы. В защите и помощи кого-то мужчина приближается к Богу, раскрывает лучшие стороны себя и своей природы.

Кешава в храме, он, увидев женскую красоту, выбрал путь служения и божественного – он, тронутый красотой, молодостью и искусством, молитвой этой женщины – выбирает защищать её от зла, трудностей и ран, решается сам быть израненным вместо неё.

И Пурнами в храме. Женщина раскрывает лучшие грани природы, распускается как цветок – в молитвах, в служению Богу, в молитвах о благе всех людей и в танцах, в искусстве. Женщину славят, как божественную не за аскезы и не за преодоление трудностей, славят совсем за другие черты и поведение, чем мужчину.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Вот вроде бы она просто танцует танец, в храме – а тут сказание об истории любовной и сближении любого мужчины и женщины!

Теперь уже девочки и девушки славят бога Шиву.

Мужчина жертвует собой, терпя боль, трудности и лишения ради женщины, ради кого-то беззащитного и более слабого – и женщины, видящие его поступки новые со стороны, готовы разглядеть в нём бога и славит лучшие его стороны!

Бог Шива – это кстати и символ всех мужчин, мужской природы и энергии.

Бога Шиву, божественную мужскую энергию и природу славят девочки и женщины, когда Кешава лежит на осколках животом и грудью, под ногой наступившей на него Пурнами.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Пурнами напрягается, подпрыгивает, плача, желает спрыгнуть босыми ступнями на осколки сама.

Женщина, видя самопожертвование ради неё мужчины, или в молитвах и заботе о страдающих людях, готова сама пожертвовать собой и начать терпеть страшную боль.

Но Кешава, когда она подпрыгнула, чтобы спрыгнуть, перекатывается на спину, чтобы она наступила уже ему на грудь, а не на осколки босыми ногами!

Он снова терпит боль и трудности, снова травмируется ради неё.

Плача, смотря вперёд и вверх, на алтарь или на небо, она продолжает танцевать и пытается спрыгнуть. Ну, не любят женщины искренние смотреть, как кто-то мучается ради них, они сразу или через некоторое время после чужих страданий ради их блага и защиты сами готовы хоть по осколкам стекла босыми ногами бежать!

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Мужчина продолжает перекатываться, когда она подпрыгивает, чтобы она не вставала босыми ногами на разбитое стекло.

Пурнами всё это время продолжает танцевать и двигаться с горшком с огнём на голове и с горшками с огнём в руках!

В момент защиты мужчиной женщины, в момент принятия женщиной его заботы и защиты, но и в попытках женщины всё-таки отойти самой на трудности и боль соединяются их природы все и энергии, сливаются воедино и горят тела, сознание и душа. Каждая его попытка её защитить и мучаться ради неё рождает у неё желание самой идти на трудности, лишения и боль, но мужчина не даёт женщине мучиться, всеми силами, израненный, старается её уберечь и защитить.

Белая рубашка Кешава начинает краснеть – символ цвета жизни, цвета супружества и цвета страсти. Но и символ боли и ран.

Женщина выбирает продолжать молитву ради Бога, а мужчина – выбирает защищать молящуюся женщину и помогать ей продолжать танец и молитву вопреки всем трудностям и вопреки всем его ранам...

Продолжение танца, символизма, красоты и любви последует...

Завершающая, 3-я часть статьи тут.