4K подписчиков

Разгадка тайны Kugelpanzer?

174 прочитали

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: я не являюсь специалистом в истории бронетанковой техники, мои познания в этой области очень ограничены и мои выводы лишь частные спекуляции.

Всем любителям бронетехники, думаю, известен «Kugelpanzer» — небольшой самоходный агрегат шарообразной формы, стоящий в экспозиции парка «Патриот» (ранее в танковом музее в Кубинке). Все, что о известно об этом броне...нечто, это то, что о нем практически ничего не известно.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: я не являюсь специалистом в  истории бронетанковой техники, мои познания в этой области очень  ограничены и мои выводы лишь частные спекуляции.

Машина была захвачена в Германии на полигоне Куммерсдорф — периодически всплывающая версия о том, что ее обнаружили среди японских трофеев в Манчжурии, вероятно, является результатом некой давней бюрократической ошибки. Размеры ее очень невелики, вес всего 2,5 тонн. Корпус изготовлен из 5-мм стали.

Два больших колеса с грунтозацепами по бокам приводились в движение двухцилиндровым мотоциклетным двигателем мощностью около 25 л.с., для поворотов служил кормовой ролик на опоре. Какого-либо вооружения машина, по всей видимости, не несла — хотя в передней части, под смотровой щелью, имеется что-то вроде амбразуры.

Смотрится, конечно, внушительно, но вообще-то машинка мелкая.
Смотрится, конечно, внушительно, но вообще-то машинка мелкая.

На этом в общем-то информация о «Kugelpanzer» исчерпывается. Неизвестно ни назначение машины, ни кто именно ее построил, ни даже когда она поступила на полигон. Судя по всему, никакой документации на машину не сохранилось. Теории о ее назначении разнятся от «бронированной разведывательной машины» (что она там сможет наблюдать, с единственной прорезью в передней части?!), и до «бронированного укладчика кабелей полевого телефона» (а вот это уже вероятнее).

Работая над материалом об альтернативах танку, я изучил довольно много материалов по высококолесным танкам Первой Мировой — в частности, германскому «Treffas-Wagen» (с изрядным удивлением выяснив, что название это означает «машина — трефовый туз»). И обнаружил при этом отсылки на более поздние, уже 1940-ых, эксперименты в Германии с высококолесными машинами. Обратим же на них внимание:

Впечатляюще крупная машина — сочлененный танковый эвакуатор LW 5 (1943)
Впечатляюще крупная машина — сочлененный танковый эвакуатор LW 5 (1943)

В 1942 году в Германии была основана небольшая машиностроительная компания «Lauster Wargel», специализирующаяся на вездеходной технике. Основатель компании, Эрхард Лаустер, был владельцем каменоломни под Штутгартом, и в силу этого неплохо разбирался в машинах высокой проходимости с колесами большого диаметра. С началом войны, он, видимо, решил, что настал момент предложить свои идеи в области вездеходных машин военным.

В 1942-1945 годах, «Lauster Wargel» представила немецким вооруженным силам (как армии, так и Люфтваффе) несколько типов вездеходных грузовиков, тягачей и ремонтно-эвакуационных машин высокой проходимости. Фирменным стилем «Lauster Wargel» были огромные колеса-катки высотой с саму машину. Оснащенные стальными грунтозацепами, они позволяли вездеходам «Lauster Wargel» (LW) легко перемещаться по мягкому грунту.

Аэродромный скрепер LW 7/II Motorschürfwagen  был разработан по заказу Люфтваффе, и даже принят на вооружение. Фирма  получила заказ на дюжину подобных машин... но так как дело было уже в  1944, то серийное производство не состоялось.
Аэродромный скрепер LW 7/II Motorschürfwagen был разработан по заказу Люфтваффе, и даже принят на вооружение. Фирма получила заказ на дюжину подобных машин... но так как дело было уже в 1944, то серийное производство не состоялось.

Нас, впрочем, интересуют не поздние разработки фирмы, а ранние. В 1942 году, Эрхард Лаустер разработал и предложил армии вездеходный тягач «Lauster Wargel» LW 3. Эта машина имела весьма своеобразный дизайн: два огромных колеса в передней части (в каждом из которых располагался собственный мотор), узкий корпус, «вписанный» между колесами, и хвост с поддерживающим катком сзади. Каток, размещенный на вращающемся шарнире, служил также средством поворота машины:

«Lauster Wargel» LW 3
«Lauster Wargel» LW 3

Сравнивая «Lauster Wargel» LW 3 с «Kugelpanzer», можно без труда отметить значительное сходство их общей компоновки. Обе машины представляют собой высококолесные вездеходы, с корпусом, «вписанным» в обводы между колес. Обе машины управляются при помощи поворотного хвостового катка — хотя надо отметить, что такое решение в целом характерно для трехколесных вездеходов. Наконец, обе машины происходят из одного временного периода и из одной страны (если не рассматривать «манчжурскую» версию, конечно).

Не будет ли разумно предположить, что эти две машины связаны более чем просто географией?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: я не являюсь специалистом в  истории бронетанковой техники, мои познания в этой области очень  ограничены и мои выводы лишь частные спекуляции.-6

Мое предположение состоит в том, что «Kugelpanzer» был изготовлен «Lauster Wargel», по-видимому уже во время войны. Можно выдвинуть две версии, зачем это понадобилось фирме:

* «Kugelpanzer» представлял собой уменьшенный в размерах прототип LW 3 — вероятно, демонстратор концепции высококолесного вездехода. Относительно грубая сборка частей «Kugelpanzer» и его весьма примитивный вид наводят на мысль, что машина не предназначалась для какой-либо продолжительной эксплуатации. Предположительно изготовленная в 1940-1941 годах, она, вероятно, была доставлена на полигон в Куммерсдорфе для демонстрации военным — которые до этого едва ли вообще знали, кто такой Эрхард Лаустер и что именно он предлагает. По завершении показа, демонстратор, скорее всего, был попросту оставлен в ведении полигона; везти его обратно для Лаустера просто не было смысла. Эта версия объясняет полное отсутствие в Куммерсдорфе какой-либо документации о машине — она там не испытывалась, а просто демонстрировалась.

* «Kugelpanzer» представляет собой попытку Эрхарда Лаустера продвинуться в нишу небольших высококолесных машин. Исходя из общего профиля машины, ее размеров и веса, я бы предположил, что «Kugelpanzer» мог создаваться как конкурент широко известному гусеничному мотоциклу Sd.Kfz. 2 «Kettenkrad»; легкий аэротранспортабельный тягач высокой проходимости для пехотного вооружения и боеприпасов (а также, возможно, бронированный кабелеукладчик). Эта версия объясняет наличие амбразуры в передней части — отстреливаться из закрытого корпуса «Kugelpanzer» было бы не слишком удобно.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: я не являюсь специалистом в  истории бронетанковой техники, мои познания в этой области очень  ограничены и мои выводы лишь частные спекуляции.-7

Разумеется, «correlation does not imply causation» (англ. «корреляция еще не означает причинно-следственной связи»). И вполне возможно, что  «Kugelpanzer» не имеет никакого отношения к Эрхарду Лаустеру. В конце концов, идея «шаротанка» была вполне себе популярна в 1930-1940-ых; в том же СССР за годы войны было предложено множество дизайнов подобных машин (не упущу случая сослаться на масштабный труд Юрия Пашолока «Стальные шары Сталина»).

«Kugelpanzer» мог быть абсолютно не связанным с Лаустером творением какого-то другого немецкого конструктора. Возможна и обратная связь — массивные машины Лаустера могли вдохновить кого-то еще на создание уменьшенной версии его вездеходов. Как я уже упоминал выше, сама по себе идея не нова, и «Kugelpanzer» является не единственным ее воплощением даже в Германии — не говоря уже об остальном мире. И все же... я считаю версию об авторстве «Lauster Wargel» наиболее правдоподобной на данный момент.