182 подписчика

5 самых дорогих серийных самолётов в мире

Здравствуйте! С Вами RedLynx! Думаю, ни для кого не секрет, что самолёт — штука весьма недешёвая. Однако существуют летательные аппараты, стоимость которых так высока, что обычному человеку трудно даже осознать, насколько это много.

Только не стоит думать, что лидерство в списке самых дорогих самолётов безоговорочно принадлежит частным джетам, на которых летают исключительно представители элиты. Стоимость некоторых серийных крылатых машин порой бывает сопоставима со стоимостью супердорогих частных яхт, а полетать на таких аппаратах не представляется возможным ни за какие деньги. Так давайте же поближе познакомимся с самыми дорогими серийными самолётами в мире!

№5 Р-8А Poseidon

Р-8А Poseidon
Р-8А Poseidon

Что за непорядок? Почему самолёт назван в честь древнегреческого морского бога Посейдона? Не спешите удивляться, ведь Р-8А Poseidon, созданный на базе пассажирского лайнера Boeing-737-800, воистину является настоящей грозой морей и океанов. На борту этого красавца, прозванного «убийцей подлодок», расположена установка для запуска гидроакустических буёв, с помощью которых этот хищник может отслеживать своих потенциальных жертв.

Дозаправка в воздухе
Дозаправка в воздухе

Уничтожить же субмарину в случае её обнаружения ему также не составляет труда, ведь он способен нести специальные малогабаритные противолодочные торпеды Mark 54, а также крылатые противокорабельные ракеты AGM-84 «Гарпун».

На сегодняшний день стоимость Boeing Р-8А Poseidon составляет 290 миллионов долларов.

№4 Boeing C-17A Globemaster III

Boeing C-17A Globemaster III
Boeing C-17A Globemaster III

Грузоподъёмность этого гиганта от фирмы «Боинг» составляет 77 519 кг, а стоимость одной машины — целых 328 млн долларов. Этот транспортник может перевозить один «Абрамс» или две бронемашины «Брэдли», при этом стоит примерно как 1270 Lamborgini Urus.

Douglas C-74 Globemaster I
Douglas C-74 Globemaster I

Если в предыдущем случае с названием всё было просто, то здесь никак не обойтись без пояснений. Почему самолёт называется именно Globemaster III? Дело в том, что имя Globemaster изначально принадлежало транспортнику Дуглас C-74 ещё времён Второй Мировой, а Globemaster II это Дуглас C-124.

Литера «A» традиционно используется ВВС США для обозначения первого прототипа в серии.
Литера «A» традиционно используется ВВС США для обозначения первого прототипа в серии.

Применялись эти гиганты во время операции в Косово, а также в Афганистане и Ираке. С-17 применяется также для перевозки лимузинов и личной охраны президента США, а однажды перевозил и самого президента.

К сожалению, производство крылатых машин было остановлено в 2015 году из-за высокой цены.

№3 F-22 Raptor

F-22. Фото из открытых источников.
F-22. Фото из открытых источников.

Если в «общем зачёте» среди самых дорогих самолётов наш герой занимает лишь третью позицию, то вот среди истребителей ему досталось почётное первое место, ведь стоимость этого малозаметного многоцелевого истребителя пятого поколения, разработанного небезызвестной компанией Lockheed Martin в сотрудничестве с Boeing и General Dynamics, составляет 410 миллионов долларов.

F-22 «Раптор»
F-22 «Раптор»

Сегодня мало кто сомневается, что именно «Раптор» дал старт эпохе истребителей пятого поколения, что подразумевает крейсерский сверхзвук, малую заметность и короткий разбег, однако лишь немногие знают, что он вообще мог быть не принят на вооружение. Дело в том, что в конкурсе ATF — программе ВВС США по разработке истребителя завоевания превосходства в воздухе — участвовал ещё один самолёт — YF-23, сконструированный фирмой Northrop Grumman совместно с McDonnel Douglas. Он отличался своей необычной аэродинамической схемой — привычное хвостовое оперение у этого самолёта было заменено двумя цельными поворотными поверхностями, которыми самолёт управлялся как по крену, так и по тангажу. Впрочем, надо сказать, что фирма Northrop и нормальный хвост — понятия несовместимые, ибо сам её основатель был одержим идеей бесхвостых летательных аппаратов.

YF-23 (Чёрная вдова 2) На фото хорошо видно отсутствие горизонтальных стабилизаторов.
YF-23 (Чёрная вдова 2) На фото хорошо видно отсутствие горизонтальных стабилизаторов.

Кстати, из-за отсутствия горизонтальных стабилизаторов, ромбовидной формы крыла и плавно перетекающих форм YF-23 считается одним из самых красивых самолётов в мире. Всего было выпущено два опытных экземпляра, которым были присвоены имена «Black Widow II» и «Grey Ghost». Данная модель прошла испытания не менее успешно, чем «Раптор».

«Серый призрак» и «Черная Вдова 2» на испытаниях
«Серый призрак» и «Черная Вдова 2» на испытаниях

Однако, в серию данный летательный аппарат так и не пошёл ввиду того, что правительственная комиссия сделала выбор в пользу F-22. Произошло это, скорее всего, по той причине, что «Раптор» был способен нести больший боезапас, а также, был более маневренным из-за наличия поворотного сопла, которое могло отклоняться на 20 градусов по тангажу и обеспечивало большую маневренность на малых скоростях.

Но и у F-22 в итоге сложилась незавидная судьба. В 2012 году его производство было свёрнуто ввиду неоправданно большой цены. За всё время было выпущено лишь 187 крылатых машин. Хотя, если бы американцы сделали ставку на YF-23, это бы вряд ли что-то изменило, учитывая, что следующие позиции в нашем топе принадлежат как раз бесхвостым летательным аппаратам, думаю, догадываетесь уже, какой фирмы. К слову, подписчики канала RedLynx — люди по своей натуре неглупые и весьма проницательные.

№2 B-21 Raider

B-21. Фото из открытых источников.
B-21. Фото из открытых источников.

Совсем недавно свет увидело новое чудо американской инженерной мысли, а именно стратегический бомбардировщик B-21 «Raider», выполненный по технологии «Стелс». Стоит данный самолёт 751 млн долларов, — примерно в три раза дешевле своего предшественника, который уверенно и безоговорочно занимает первое место нашего топа, однако на его разработку ушло примерно 50 млрд долларов. Уже по внешнему виду аппарата можно догадаться, что его разработали в Northrop Grumman.

Бомбардировщик был торжественно представлен публике 2 декабря.
Бомбардировщик был торжественно представлен публике 2 декабря.

На данный момент известно, что этот стратегический бомбовоз нового поколения способен разгоняться до 1010 км/ч, подниматься на высоту до 15 км и пролететь до 11000 км без дозаправок. Однако, стоит с настороженностью отнестись к заявленным выше характеристикам, так как всю правду про сверхновый самолёт Пентагон выдаст вряд ли, что весьма логично.

Что же касается названия, литерой «B» в США обозначаются бомбардировщики, а число 21 означает, что это самолёт 21 века. Ну и наконец, Райдером этот самолёт назвали в честь дерзкого и почти невыполнимого рейда Дулиттла, состоявшегося 18 апреля 1942 года.

№1 B-2 Spirit

Красивый закат на фоне B-2
Красивый закат на фоне B-2

Ну и конечно же, бессменным лидером топа вот уже несколько десятилетий подряд является американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit стоимостью в 2,1 млрд долларов, первый полёт которого состоялся в далёком 1989 году. Самолёт выполнен по технологии «стелс» и имеет аэродинамическую схему «летающее крыло» и является воплощением духа американского технологического превосходства. Фирма-разработчик — всё та же Northrop Grumman.

B-2 Spirit в сопровождении двух F-117.
B-2 Spirit в сопровождении двух F-117.

Удивительно, но такой дорогой летательный аппарат имел реальное практическое применение. «Спириты» применялись в Югославии, Ираке и Ливии. Правда, вражеское ПВО перед заходом на цель подавлялось крылатыми ракетами, а сами бомбардировщики сопровождались истребителями. Делалось это по той причине, что для советских радаров самолёт все же был заметен.

Всего был произведён 21 летательный аппарат данного типа, а базируются они все на военной базе Whitemann, обнаружить которую можно только при помощи Яндекс-карт. Впрочем, известна эта база и тем, что именно оттуда взлетели самолёты с «Малышом» и «Толстяком» на борту 6 и 11 августа 1945 года соответственно.

База Whitemann.
База Whitemann.

Помимо абсолютного лидерства в такой важной характеристике, как цена, самолёту принадлежит ещё один рекорд — самых дорогих небоевых потерь в истории. 23 февраля 2008 года B‑2 потерпел крушение на взлетно-посадочной полосе базы ВВС США «Андерсен», слишком рано оторвавшись от земли во время взлёта. Оба «оловянных солдатика» при этом выжили, вовремя катапультировавшись, а вот популяция «гадких утят» сократилась до 20 штук.

B-2. Взлёт
B-2. Взлёт

А на этом всё! Была ли данная подборка достаточно интересной? Делитесь Вашим мнением в комментариях! Ну и конечно, подписывайтесь на канал «Красный Рысь», и всё всегда будет просто великолепно!

И да, прошу прощенья за излишнюю иронию по отношению к рекордсмену топа. Просто что-то нахлынуло, и не смог удержаться. Всего доброго и до скорого!