Сегодня у нас очень необычная картина французского художника Жана Фуке «Мадонна с младенцем». Даже сейчас она кажется немного вызывающей, а ведь написана картина в 1450 году!
Я немного расскажу вам про историю этой картины, которая ещё больше убедила меня, что мы частенько ошибаемся, делая поспешные выводы о просмотренных произведениях искусства.
Оказывается, изначально это была правая створка диптиха, написанного по заказу королевского казначея Этьена Шевалье. Он то и изображён на левой створке рядом со своим покровителем – святым Стефаном, которого можно узнать по неизменным атрибутам — Евангелию и одному из камней, которыми он был забит до смерти. (Средневековые «спонсоры» нередко просили изобразить себя среди героев религиозной живописи.)
Мученик должен передать от имени «заказчика» прошение деве Марии, изображённой на правой створке диптиха. На её коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея — это знак того, что его мольбы были услышаны. Эта часть диптиха находится в Берлинской картинной галерее, а вот «Мадонна с младенцем» находится в Королевском музее изящных искусств, в Антверпене. Несмотря на завещание Шевалье, согласно которому диптих должен был вечно оставаться над его гробницей в соборе Нотр-Дам города Мелен (именно поэтому его ещё называют «Миленский диптих»), спустя три сотни лет он был разделён на части и продан.
На правой створке, как полагают историки, Фуке, в образе богоматери изобразил фаворитку короля Карла VII - Аньесс Сорель. Аньесс считалась одной из самых красивых женщин современности и была признанной законодательницей моды. Она любила носить провокационные наряды, обнажавшие ее прекрасную левую грудь — вот почему у Мадонны она тоже открыта.
Картина написана в бело-красно-синих тонах, соответствующих гербовым цветам короля Карла VII. Как вы понимаете, сам король не мог заказать картину, поэтому, после смерти Аньесс, скорее всего он поручил это своему казначею и другу Шевалье. Дама де Боте, именно такой дворянский титул вместе с поместьем получила Аньесс Сорель, была не только красивой, но ещё умной и образованной женщиной. Она участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Одним из которых был Этьен Шевалье. Он сделал блестящую карьеру, быстро пройдя путь от секретаря, затем финансового советника до королевского казначея.
Зная всё это, становится понятно, почему обнажена грудь, хотя младенец от неё отвёрнут. Почему маленький Иисус показывает куда то пальчиком и даже становятся понятны цвета картины.
Получается, если мы просто смотрим картины, мы не совсем верно их понимаем, пока не узнаем их историю. Даже голландские натюрморты оказываются не просто изображением «продуктов», это скопление символов и смыслов, которые мы сможем понять только изучив то время и те обстоятельства в которых они были написаны.