Абсолютная истина. Ключ первый. Глава 14.
Рассмотрим экономическую и политическую сферы человеческого существования через призму постулата о том, что именно Закон сохранения энергии и определяет поведение человека, в частности, и всех человеческих сообществ вообще, ибо Первое начало термодинамики/Закон сохранения энергии распространяется и обязателен для абсолютно всего сущего, и потому напрямую влияет на нашу повседневную жизнь.
Более того-
Управляет ею.
Ибо энергия есть основа жизни всего живого, и сохранение, приумножение/получение энергии – основная задача – НЕ ЦЕЛЬ, ТОЛЬКО ЗАДАЧА!
О предполагаемой мной цели существования всего живого - и человека, в частности – в следующей моей работе. А пока…
Политика & экономика как способы управления энергией
Начнем ддя наглядности рассмотрение этого вопроса с самого маленького, низового - микроуровня - с "экономики" одного человека.
Самый простой способ восполнения энергии – забрать её извне, в том числе у других живых существ. Тем более, что человек, как и все остальные животные, не способен напрямую поглощать в необходимых для восполнения количествах энергию тепла Земли и солнца. Поэтому мы и используем чужую энергию. Энергию растений в первую очередь. В качестве еды, материала для одежды и строительных материалов. Так же мы используем энергию животного мира – часть в качестве еды, часть как тягловую силу, для изготовление одежды, орудий труда – из костей, и так далее. Ну и, конечно же, мы используем энергию людей – наших близких или совсем незнакомых людей. Делаем это на основе взаимовыгодного обмена – или же насильственным путем, учитывая только наши интересы.
Всё это проистекает из самой природы человека – из его потребности в сохранении и преумножении энергии. Способы достижения этого формируются, в основном, воспитанием, личным примером старшего поколения, с самого рождения ребенка.
Кто-то из родителей идет в лес на охоту/рыбалку/сбор грибов или ягод, а так же за дровами как источником тепла и строительного материала. Кто-то работает в поле, понимая, что за едой – энергией, в ней содержащейся – не обязательно бегать по лесу, достаточно приручить некоторых животных, посадить рядом с жилищем некоторые растения и, отдавая им часть своей энергии, получать от них гораздо больше энергии в виде зерна, молочных продуктов и мяса, а так же соломы и – пардон – навоза для того же строительства и отопления. Кто-то идет в офис или на завод – к станку или на конвейер – обменивая часть своей энергии – то есть, свою силу, свои знания и свое время – на обещания выплаты эквивалентами энергии в конце недели или месяца – но гораздо большего объема, чем затрачено было за прошедший этот месяц или неделю.
Все эти варианты получения энергии усваиваются и оцениваются ребенком и применяются им дальше, на его усмотрение, в зависимости от воспитания и условий окружающей среды и окружающего общества, традиций в нём, в обществе.
Как видим, всё предельно просто.
И здесь нужно понимать, что человек, как, кстати, и большинство животных, с рождения находится в кругу себе подобных – в кругу семьи, родственников, соседей, сверстников. И за счет этого, за счет этого соседства, этой общности, животные, и, в том числе, человек, может получать гораздо больше энергии – и сохранять свою энергию гораздо более эффективно. Но - только при условии, что он каким-то образом сам участвует в процессе получения и сохранения энергии окружающих. Ему подобных - и не только. То есть, при условии, что имеет место быть синергия, сложение усилий/энергий всех участников процесса. Так называемая стратегия «Win-Win» - «Я выигрываю - ты выигрываешь». Ну, или по-русски, «Ты мне – я тебе».
И здесь основная проблема всё та же – проблема нахождения энергетического баланса. И, на мой взгляд, это ещё одна гениальная задумка Создателя.
Потому что тут и та самая «проблема» личности и общества/личности и государства, абсолютно неверно «решенная» Э. Фроммом и ему подобным «моралистам». Ибо проблема «личности» и «общества» - это всего лишь проблема нахождение баланса энергии – «баланса интересов» - между «Я» и «Мы».
С самого рождения – да, опять туда, в далекое детство – с самого рождения, как я уже упоминал, человек полностью зависит от общины/общества/семьи/ближайшего окружения. Просто потому, что он в младенчестве абсолютно беспомощен. Его энергетический потенциал практически равен нулю – и даже условно отрицателен – младенец не может сам себя обеспечить ничем – ни едой, ни водой, ни защитой, дыхание – вот и всё, что ему изначально дано природой. Всё остальное обеспечивает общество, в первую очередь – семья, близкие. Потом, по мере роста и получения возможности распоряжаться всё большим количеством энергии – своей собственной и природной – а так же и других людей - человек становится всё более самостоятельным/ самодостаточным – то есть энергетически сбалансированным. Он уже может самостоятельно выращивать или собирать еду – или «зарабатывать на еду», готовить её, охранять себя – своё тело – от холода/жары и нападения других животных. Становится взрослым. Если при этом он может обеспечивать энергией – едой, «теплом», защитой – не только себя, то он становится интересен противоположному полу – в нормальных отношениях! – тогда он теоретически может обеспечить энергией и свою «вторую половину», и своих детей. И цикл повторяется.
Если человек не может или не хочет обеспечить энергией себя, то он становится обузой для общества, если он это делает сознательно - паразитом, забирающим энергию окружающих людей – их еду, одежду, время, защиту и так далее. Я, безусловно, не об инвалидах. Инвалид всё-таки, не смотря на свои страдания, стремится быть полезным обществу.
Тогда как эгоцентрист/паразит – почти никогда.
Община – семья, соседи – могут какое-то время терпеть такое поведение других участников общины – кто-то с развитым чувством эмпатии/сопереживания обладает избыточным запасом энергии и готов делиться своей едой, одеждой, результатами своей работы, жилищем, и ему/ей это нравится – поднимает самооценку/дает чувство превосходства или просто компенсирует необходимость заботы о ближнем – нереализованные родители или хорошие – заботливые – старшие братья и сестры. Это нормальная функция общины по защите своих временно нетрудоспособных участников. Но избыток энергии у этих людей, как правило, не безграничен и не вечен – они могут уставать, болеть, умереть, наконец.
И тогда паразит-эгоцентрист начинает искать новых доноров – других людей, которые будут отдавать ему свою энергию. Если таковых нет – или количества энергии, то есть – материальных благ - такому паразиту не хватает – он превращается в деспота, бандита/преступника.
Или «сваливается» в «социальную яму» - дабы вызвать сострадание и просто от недостатка жизненных навыков. Становится алкоголиком, наркоманом, профессиональным нищим. Таких паразитов община всегда старалась изгнать, либо – в древности - убить, либо изолировать от остальной общины – в современном обществе. Правда, в этом случае паразит таки добивается своего – пускай и частично – он продолжает паразитировать на энергии общины, ничего или почти ничего не отдавая ей взамен. Крайняя мера изоляции/удаления такого паразита из общества – его казнь. Применяется крайне редко по причине всё той же развитости во все времена у людей – равно как и некоторых диких зверей – эмпатии. Сопереживания. Да, были времена, когда в некоторых странах Европы – в том числе совсем недавно – продавали билеты на публичные казни, в том числе и бродяг, и проводили сеансы «анатомического театра», но на то они и европейцы, тысячи лет друг друга убивающие, в нашей стране такие «забавы» как-то не прижились, а у них вон недавно жирафа и льва публично разделывали, школьников даже позвали/пригласили – в просветительских целях…
Для постоянного получения энергии от других – других людей или животных – паразит стремится подчинить их себе, запугивая силой либо обманывая. Если у него это получается, то у него образуется избыток благ/энергии, на которые «собираются» такие же паразиты/эгоцентристы, желающие, ничего не делая, получать всё. На какое-то время они могут быть помощниками/приспешниками самого удачливого – «главного» - паразита, подсознательно подражая ему, копируя его методы получения дополнительной энергии извне, от других участников общины. И при этом стремясь стать «главным паразитом», завладев энергией/благами своего лидера. Так формируются преступные сообщества.
Это всё проистекает из самой природы человека как живого существа/животного, точно такие же взаимоотношения мы наблюдаем у большинства социальных высокоразвитых животных. Всё тоже самое.
Сознательный «паразитизм» обусловлен неполноценностью воспитания человека, ибо целиком и полностью проистекает из эгоцентризма человека.
Эгоцентризм – нормальное состояние психики человека на ранних стадиях его развития. Любой психолог вам скажет, что до 3-5 лет все мы являемся эгоцентристами. Это нормально. Для этого возраста. Мир «крутиться» вокруг нас, лежащих в детской кроватке, родители/родственники и знакомые удовлетворяют наши капризы и потребности – на начальном этапе даже целиком и полностью. Это нормально. Для этого возраста. Такое поведение пока беспомощного ребенка и такое «защитное» поведение взрослых по отношению к ребенку с целью защитить свое «продолжение» - по сути, свою энергию, себя, но «продлившегося» в другом, пока маленьком и беспомощном существе - осознано или не осознано - естественно.
Для малыша такое поведение окружающих является нормой с самого рождения и до какого-то времени. «Всё – для меня, всё – ради меня». Но к 3-5 года малыш, как правило, узнает, что у других людей есть другие интересы, в том числе идущие вразрез с интересами его самого. Начинается обучение поиску баланса интересов между ним и другими людьми – сверстниками или братьями и сестрами – в споре, к примеру, за игрушку или «вкусняшку», со взрослыми – за постепенное перераспределение обязанностей/работ в сторону увеличения доли участия в них самого малыша. Хотя бы в части самообслуживания. Для начала. Споры, капризы, иногда драки со сверстниками или даже трагические случаи. Всё – в борьбе за сохранение своего «статус-кво младенца», то есть эгоцентризма. «Не хочу/не буду, пусть это делают другие, мне подавайте всё – все блага мира, которые я попрошу, а с меня не требуйте ничего…». Малыш всего лишь охраняет свою энергию. И если малыш «побеждает», то «на выходе», по мере взросления, мы гарантированно получим взрослого эгоцентриста. Чаще всего паразита. Просто потому, что он «усвоил» с детства именно эти – и только такие – шаблоны поведения, способы получения материальных благ, у других/за счет других. А других способов он просто не знает!
И чаще всего это происходит либо в семьях богатых, могущих позволить себе прислугу, которая и выполняет все работы за «малыша». Либо это единственный – и потому «любимый» ребенок в семье. И потому всю работу за него покорно продолжают выполнять многочисленные родственники – ну или хотя бы один родитель, «объявивший» самому себе этого ребенка смыслом своей жизни. Так же часто это младший ребенок в семье вне зависимости от достатка семьи, чаще это единственный мальчик – «НАСЛЕДНИК!» - с несколькими старшими сестрами в семье.
К счастью, чаще всего родителям удается «объяснить» ребенку необходимость «тратить энергию», хотя бы на самого себя, в рамках хотя бы самообслуживания. Многим родителям удается показать своим детям пользу от взаимной кооперации/от «сложения энергий»/синергии. Особо выдающимся педагогам или родителям удается «привить» ещё и «любовь к служению»/труду во благо не только себе, но и другим. Показать и привить радость от собственного труда как «на себя», так и для других.
Но – увы - некоторым родителям «не до ребенка», они «строят карьеру»/«живут для себя». Или вообще «не хотели» этого ребенка. Ибо сами являются эгоцентристами. А потому передают заботы о воспитании слугам/дет.домам/пансионатам или родственникам. И в этом случае у ребенка развивается ещё и дикий комплекс неполноценности с желанием всем отомстить/всем доказать, и это - в дополнение к эгоцентризму, который так и остается в неизменном виде на всю жизнь. Жуткая смесь. Это характерно, в большей степени, понятное дело, семьям так называемой «западной культуры» - дети аристократов или топ-менеджеров – и даже простых работяг, которым нет дела до своих детей и которые потому и отдают их с малых лет на воспитание своим слугам или чаще - в дорогие частные или католические пансионаты, чаще всего, наводненные воспитателями-педофилами или такими же «духовными инвалидами», воспитанными там же так же. В таких «пансионатах»/колледжах/интернатах детей насильно и часто весьма жестко заставляют отказаться от своих убеждений, своего эгоцентризма, подчинившись эгоцентризму своих воспитателей и мучителей, то есть, являют/демонстрируют ребенку худшие примеры общения с окружающими людьми – презрение, ненависть, высокомерие и так далее. И одновременно вбивают в голову детей, как правило, уже на стадии подростков, миф об их исключительности/избранности. Жуткая смесь противоречий. «Милое» наследие иезуитов…
Ребенок в таких условиях «теряет» себя, превращаясь в тупое орудие в руках его манипуляторов, мечтая стать такими как они – и, в том числе, ненавидя их, мечтая отомстить и им, стремясь стать сильнее их, влиятельнее, и так далее. Идеальный член волчьей стаи. Такой ребенок или зацикливается на себе, мечтая доказать родителям своё величие и получить от них признание, ту самую недополученную любовь, либо заставить их, родителей, а заодно и всех окружающих, пережить все те страдания, которые перенес он из-за ощущения ненужности, помноженное стократно на весьма завышенное, часто внушаемое извне, раздутое самомнение. И далее эта система воспроизводит саму себя. Не умеющие любить, эти люди, вырастая, точно так же поступают и со своими детьми, а заодно, в определенной степени, и со всеми окружающими.
В обоих случаях такой человечек всегда стремиться получить «все блага мира»/всю окружающую энергию для своего собственного возвеличивания и процветания, с одной стороны, и с другой стороны - для того, чтобы уничтожить или затруднить других - отобрать у окружающих - столько благ/сил/энергии, сколько сможет. Чтобы они страдали. А он нет. И чтобы – в идеале – он ими ещё и «повелевал» - то есть управлял их жизнями/страданиями. Дабы компенсировать все свои страдания/комплексы, «закрыть свои гештальты».
Поэтому, ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Но.
При этом объясните им и важность совместного существования/энергообмена/служения в целях совместного процветания/развития.
От психологии и педагогики вернемся во «взрослую жизнь», к экономике и политике.
В чем взаимосвязь.
Именно в рамках концепции эгоцентризма появляется соблазн заставить других выполнять ту работу, которая требуется самому эгоцентристу/паразиту. Вернуться в то первозданное – младенческое - состояние «ничегонеделания». Одних это побуждает к творчеству, научному в первую очередь – заставить работать на себя и за себя силы природы или хотя бы прирученных животных.
Большинство же эгоцентристов такое стремление попасть обратно в «беззаботное детство» подвигает на принуждение других людей работать на себя и вместо себя. Разными способами.
Самый простой и древний способ - рабство - его и рассмотрим в следующей главе.