Под статьёй о том, что у многодетной матери опека хочет отобрать детей из-за плохого состояния квартиры и бардака, развернулась дискуссия о важности порядка и реальности его поддержания в доме, где живут дети.
Та самая статья⬇️
Сразу скажу, что у меня детей только 2. Как в принципе жить с 11, не представляю. Потому я и не многодетная мама)
Итак. Как я уже писала ранее, у человека нет врождённого чувства чистоты и грязи. Ребёнок не делит предметы на грязные и чистые до тех пор, пока кто-то ему не сообщит, что вот это грязь. Постепенно благодаря усилиям взрослых в голове у ребёнка закрепляется мысль, что грязное = плохое. Тогда уже без "подсказки" со стороны грязное начинает вызывать отвращение, появляется брезгливость.
Это важный механизм, позволяющий сохранить человека живым и здоровым. Грязно=плохо -> не буду это трогать, а если потрогал -> вымою руки.
Так же как нет врождённого чувства чистоты, нет у человека и врождённой ценности порядка. Ни одному ребёнку без влияния извне не придёт в голову мысль, что вещи, разбросанные хаотично на полу - это плохо, а лежащие на полочках - хорошо.
Но если в случае с грязью взрослому легко убедить ребёнка: фу, противно, там микробы, можешь заболеть - то с порядком дело обстоит куда сложнее.
Ну бардак, и что? Нет, не противно и не опасно. Всякие пространные теоретические рассуждения ребёнок не воспринимает, так, смотрит, глазами хлопает, ждёт, пока эта душещипательная речь закончится и можно будет играть.
Поэтому родители вынуждены идти на разные хитрости и выкручиваться, кто во что горазд, лишь бы заставить чадо прибраться.
А зачем вообще это делать? Ну нормально ему в бардаке, пусть так и будет? Нет, не нормально.
Я абсолютно уверена, что родители обязаны приучить ребёнка к чистоте и порядку. Это одна из важных задач воспитания, и вот почему.
I. Утилитарные причины.
1. Ребёнку плохо в бардаке.
Он этого не осознаёт, он сам устраивает бардак, он говорит, что ему так нравится. Однако же плохо. Детская психика очень чувствительна, на неё влияет всё. И пространство, в котором ребёнок находится, тоже оказывает большое влияние. Только неосознанно, незаметно.
Если комната захламлена - ребёнок будет нервным и беспокойным. Если чисто, свободно, просторно - так он и будет себя чувствовать.
Игрушки разбросаны и превратили всё в хаос - у ребёнка и в эмоциях хаос, такой нервный раздрай, он перевозбуждён и не знает, что делать, во что играть. Всё лежит на своём месте, малыш знает, где что брать, и это удобно достать - он чувствует себя спокойно, уверенно и безопасно.
Все же знают, что для психики ребёнка очень важен режим, т.е определённый порядок дня? Так же и по тем же причинам важен и "режим" в вещах, порядок в его пространстве.
2. Безопасность.
Вероятность споткнуться на ровном месте и сломать себе что-нибудь, конечно, есть, но она объективно ниже, чем при раскиданных вещах.
3. Дисциплина.
Порядок дисциплинирует.
Достань только то, что сейчас тебе нужно. Закончил играть в одно, убери на место, достань другое. Да, хочется достать всё и сразу, вывалить на пол и уйти от этой горы, ведь находиться там невозможно. Но мы так делать не будем.
Перед тем, как идти гулять и ложиться спать, собери все игрушки. Да, хочется, побросав всё, побежать на улицу. Но тебе самому неприятно потом будет вернуться в такую комнату.
Потом, став старше, ребёнок будет знать, что сначала надо сделать уроки, а только после смотреть мультики/ играть в планшет/ болтать с друзьями.
Устроившись на работу, уже взрослый, он не будет шокирован тем, что на работе надо работать, а не развлекаться и что это прям обязательно, а то жить не на что, ведь за развлечения не платят. Даже если хобби станет его профессией, оно всё равно будет иметь какую-то "не прикольную" часть, которую тоже надо делать.
Иначе никак.
4. Порядок экономит время
Если вещи всегда сложены аккуратно и лежат на одном месте, их не нужно искать. Не тратится время и энергия.
Если маленький ребёнок может раскладывать игрушки и свою одежду, затем ему не придётся разыскивать учебники и тетради. А позже он, уже взрослый, автоматически будет поддерживать порядок в гаджетах.
Файлы не будут раскиданы по всему компу не пойми как. Человек сам догадается сделать удобную систему папок, сразу будет сохранять каждый файл в нужную папку, всё будет подписано и рассортировано.
Все, кто работает за компьютером, понимают, насколько это важно и сколько времени экономит. И как неудобно, когда сохранил файл не туда и не дав ему ясного названия. Сколько времени тратится, чтоб потом это найти.
Привычка хранить всё в порядке формируется в детстве.
II. Неутилитарно, но важно.
1. Порядок в доме - порядок в голове.
Бардак в мыслях - вот чего категорически нельзя допускать в своей жизни, но именно к нему абсолютно спокойно относится огромное количество людей. Вера в прямо противоположные вещи, обрывочные знания без понимания их источника и ценности, спутанные приоритеты, непонимание своих чувств.
Всё это признаки бардака в голове.
Состояние жилья отражает внутреннее состояние человека. Если у человека в голове бардак, то и дома будет не пойми что. Да, порядок в квартире не означает, что и мысли сразу разложатся по полочкам. Но он будет этому способствовать. Элементарно потому, что в чистоте и свободе легче думать. Глаз не цепляется за валяющиеся вещи, мысли не начинают путаться и метаться. Можно спокойно сесть и подумать. Вещи не отвлекают и не давят.
2. Убери за собой!
Это тот принцип, к которому обязательно надо приучить ребёнка. Обязательно!
Поел - убери тарелку в посудомойку.
Порисовал - убери карандаши в карандашницу.
Пролил что-то - вытри.
И т.д.
Этот принцип гораздо глубже, чем просто уборка дома, просто поддержание чистоты.
Дай бог, чтоб ребёнку в будущем вообще никогда не пришлось брать в руки тряпку - пусть он будет зарабатывать столько, чтоб про уборку дома даже и не думать!
Но! Если человека с детства приучили не оставлять после себя 💩, то, идя по улице, он выбросит фантик в урну, а не на землю. Пожарив на природе шашлыки, увезёт мусор из леса и выбросит, где положено. А посидев в соцсетях с чужого гаджета, он не забудет отовсюду выйти и везде всё стереть.
При строительстве объекта его компания будет вывозить мусор на легальную свалку, а не в поле.
Он построит завод с современными очистными сооружениями. Это дороже, но сливать отходы в реку по соседству человек не станет. Он знает, что за собой надо убирать. Совесть не позволит слить гадость куда попало.
Его круизный лайнер не скинет мусор в море, а довезёт до берега и отправит на переработку.
Это всё один и тот же принцип - убери за собой.
Чем больше людей будет его соблюдать, тем лучше будет наша жизнь, тем чище будет планета.
__________________________________________
Возвращаясь к статье, о которой написала в начале. Один из комментариев к ней меня зацепил:
Не зная пол, возраст, количество и особенности детей, давать конкретные советы довольно сложно. Поэтому я бы, наверное, дала общий совет: искать к детям подход. Не любят прогулки, гаджеты и сладкое - ок. Что-то же они любят, что-то им важно? Сначала попробовать по-хорошему убедить через то, что для них важно. Ну, к примеру: любят приводить гостей - надо убраться, тогда можно будет позвать друзей. Любят красивые фоточки в нельзяграм выкладывать - давай наведём порядок, купим какую-нибудь нельзяграмную атрибутику (что там сейчас модно? Гирлянды с прищепками для фоток? Лампы, имитирующие закат? Или это уже нафталин?) и устроим фотосессию. Любят делать что-то руками - давай всё приберём, тогда будет достаточно места для твоего хобби.
Ну и т.д.
Ну а если по-хорошему не хотят, действовать по-плохому, то бишь лишать того, что им ценно. У каждого это будет что-то своё. Лишать этого до тех пор, пока порядок не войдёт в привычку.
Я бы так делала.
А вы бы что посоветовали? И согласны ли вы с тем, что ребёнка нужно приучать к порядку? Или и так сойдёт?