Российский сериал с претензией на реалистичное повествование в атмосфере конца 80-х. Рейтинг на Кинопоиске 9.1. Так ли хорош «Слово пацана. Кровь на асфальте»?
Ну что, отечественная киноиндустрия в условиях импортозамещения во всю силу стремится создавать смотрибельный и хайповый продукт. Кажется, что у киноделов даже появилась своя формула успешного проекта: красивая картинка, сносный сценарий, и отличный саундтрек. Из последних сериалов на ум сразу приходят «Король и шут», «Кибердеревня» и вот теперь «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Герои и сюжет.
Авторами выступают Жора Крыжовников, он же и режиссер всех серий, и Андрей Золотарев. Полагаю, Андрей Золотарёв попал в проект по рекомендации Фёдора Бондарчука младшего, который является продюсером сериала.
Признаюсь честно, я очень немного смотрю отечественного кинематографа. Но, тенденция на повышение качества стала заметна. Для ознакомления рекомендую фильмы «Человек из Подольска» Семёна Серзина, кстати, он уже поехал по фестивалям со своим новым фильмом «Рыжий» антибайопиком, посвященным последнему русскому поэту Борису Рыжему. Люблю его поэзию, люблю фильм «Человек из Подольска», поэтому, жду. Еще могу отметить ленту Кирилла Соколова «Папа, сдохни». Молодёжь стремиться креативить в кино. Ну, и не могу не отметить сериал, созданный по той же схеме, что и Слово пацана – «Мир, дружба, жвачка».
Итак, теперь о сюжете. Главные герои живут в Казани – это молодые люди, ищущие своё место в жизни. Они уже подростки, так что, эта история о взрослении. Первый из них, Андрей (Леон Кемстач) – интеллигентный паренек четырнадцати лет, живет с мамой (Юлия Александрова) и с маленькой сестренкой. Он учится в музыкалке на фортепиано, прилежно учится, да и вообще безобидный парень, с первого взгляда. В школе его напрягают хулиганы. Но безобидный, он только на первый взгляд, потому что, связываясь со вторым главным героем, Маратом, роль исполнил Рузиль Минекаев, Андрей быстро схватывает правила уличной «игры», сразу вспоминается аналогия с сериалом «Прослушка». Под «игрой» подразумевался криминальный стиль жизни, в котором человеком пытается построить свою жизнь вдали от общественной системы или используя её в своё благо, как например адвокаты гангстеров, и в эту же «игру» вовлечены люди, противостоящими криминальным элементам. А все остальные, просто жители и ничего больше. И вот, вчерашний мальчик-зайчик Андрей научился быть стойким и может дать отпор обидчику, а еще, может сам стать обидчиком, но пока что этого не происходит, посмотрим, что будет ближе к концу сериала.
Маратик же, наоборот, во время дружбы схватывает от того немного познаний о музыке. В общем и целом, их дружба выглядит неплохо. Мать Андрея, как оказывается, немного сумасшедшая. В начале сериала, она поддалась на искушение и проиграла у уличного разводилы Кащея (Никита Кологривый смотрится очень аутентично в роли саморазрушающегося «старшего») сто рублей и шапку. Сто рублей?! Это же целая зарплата в конце восьмидесятых, а мы даже не знаем кем она работает, но живут они крайне бедно. В игре, где надо угадать под каким стаканом шарик, поставить сотку – это крайне тупо. Я подумал, что это заскок сценаристов, но в итоге, они объяснили такое поведение в последующих сериях. Но, всё равно, к этому моменту у меня есть вопросы. За мамой Андрея ухаживает милиционер Ильдар (Антон Васильев), персонаж классный и сыгран хорошо. Он, как бы, взял под крыло Андрея, но хочет получить свою выгоду, добравшись через мальчика до верхушки банды. Коварный усатый серый волк может превысить полномочия, если посчитает нужным. Легко способен прибегнуть к насилию.
У Марата же семья полная. Отца играет Сергей Бурунов, который буквально создан для роли русского папани с налётом легкого алкоголизма, но всё равно хорошего, хоть и не всегда справедливого. А еще, у Марата есть старший брат, только что вернувшийся из Афганистана. Вова Адидас, роль исполнена Иваном Янковским, внуком великого русского актёра Олега Янковского. Я был очень рад, когда распознал творческую искру внутри Ивана, ту же, что была у его деда. Вова Адидас молод и голоден до жизни. Он вернулся с войны. У него есть навыки, его дух силён и посему ему хочется что-то изменить на «улице», чтобы самому зажить лучше, да и своих ребят подтянуть. Он справедлив, матёр и усат. По комментарию моего отца, тоже смотрящего сериал, такие как Вова Адидас действительно выглядели именно так и излучали именно такую энергию, какую излучает Вова.
Есть еще неплохой женский персонаж, молодая милиционерка Ирина (Анастасия Красовская). Она попала на службу по распределению, а хотела она стать учительницей географии. Она, что-то вроде хипстерши того времени, тусуется с музыкантами на квартирниках. За ней ухлёстывает Андрей.
К минусам сериала можно отнести то, что второстепенные персонажи раскрываются очень плохо, например члены банды: Зима (Лев Зулькарнаев) и Турбо (Слава Копейкин), интересные герои, надеюсь они получат развитие дальше.
Сюжет сериала не сложен. Молодые люди пытаются держаться друг за друга, существуя в условиях постоянного насилия. Они пытаются стать честными мужчинами в нечестных обстоятельствах. Хотят изменить направление банды из мелких жуликов в уличных бизнесменов.
Формула успеха.
Ну вот мы и добрались до сладкого. Почему же сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» цепляет. Тут нет сложной драматургии, нет примелькавшихся актеров, кроме Бурунова, которые одним своим лицом продают свои проекты. Но, зато здесь есть романтичная ностальгия. Взрослая часть аудитории сериала, при просмотре вспоминает былые дни воздыхая по элементам окружения, костюмам, и повадкам людей, навсегда оставшимся в прошлом тысячелетии. Они слышат песни Ласкового мая на дискотеке и переносятся туда, вспоминая, как влюблялись, а потом дрались за своих девочек. А молодая аудитория, те, кто никогда не жил в те далёкие времена, получают возможность изучить незнакомый сеттинг, красочно описанный авторами. В основе, как говорят лежит книга. Во время ультранасилия включается не трек Ласкового мая, а крышесносная композиция группы Аигел «Пыяла», за несколько недель дошедшая до первой строчки в Шазаме соревнуясь со всем миром. Я за Аигел слежу много лет, дважды бывал на их концертах. Так, что не могу не радоваться заслуженному признанию, которое получила группа. Это приятно, когда ты три года подряд не выводил этот трек из плейлиста, и вдруг он становится мировым хитом. Молодые люди наслаждаются хорошим экшоном под крутую музыку. Да, про монтаж хочется сказать отдельно. Он немного напоминает фильмы Найшуллера. Всё гиперреалистично, как в клипе. У сериала есть свой ритм. А этот факт, лично для меня, является очень важным показателем качества фильма или сериала. Немногие умеют плавно повествовать, дирижирую ритмом, влияя на эмоции зрителя.
Читайте также:
Я не могу сказать, что «Слово пацана. Кровь на асфальте» заслуживает рейтинга 9.1. Это явно перебор. Он не сравнится с сериалом Сопрано, но может пободаться с «Прослушкой», если учесть большую скидку на то, что это отечественный продукт. В обоих сериалах происходит исследование жизни определенного среза общества. И если, автором в конечном итоге удастся задать правильные вопросы, почему люди так жили и у них была такая философия, то проект заслужит статус культового для российского кинематографа. В любом случае, даже если этого не случится, нужно признать, что это еще один качественный кирпичик в нашей индустрии. И меня это радует. Жоре Крыжовникову зачет. Мы видим, что он подошёл к проекту ответственно, что он старался. А это уже само по себе достойно внимания. Очень бы хотелось в концовке увидеть драму, это было бы логично. Поэтому, смотреть буду.
На сериал дня, определенно тянет. Смотреть стоит. Будем надеяться, что из-за большого хайпа, зумерочки не станут подражать героям сериала и не будут творить беспредел. В противном случае, сериал может попасть под карающие меры. Мы этого не хотим, честно.
Всем добра!