16,3K подписчиков

Советский ЗРК созданный 60 лет назад способен сбивать цели на высоте 30 км. С-75 «Двина»

9,6K прочитали

С появлением высокоточных зенитных управляемых ракет (ЗУР), значимость крупнокалиберной зенитной артиллерии была существенно подорвана. Прогрессивное уменьшение размеров ракет способствовало разработке передвижных пусковых установок, обеспечивая более эффективное применение данного типа вооружения.

В 1950-х годах многие эксперты предполагали, что зенитные управляемые ракеты могут полностью заменить истребители-перехватчики. В связи с этим страны, такие как Великобритания, Канада и США, приостановили работы по разработке авиационного вооружения в пользу активного развития ракетного комплекса в качестве средства противовоздушной обороны. Этот переход к более современным технологиям обусловлен стремлением повысить эффективность систем противовоздушной обороны и обеспечить более гибкую мобильность в борьбе с возникающими угрозами.

Оружие возмездия

Германия была первой страной, которая взялась за разработку зенитных ракет класса "земля - воздух". В рамках программы «Оружие возмездия» немцы создали несколько зенитных управляемых ракет под названием «Вассерфаль» (нем. Wasserfall — «Водопад») с целью применения против бомбардировщиков союзников. Однако эти ракеты так и не были задействованы на практике. По сути, ЗУР «Вассерфаль» были уменьшенными вдвое копиями баллистической ракеты «Фау-2» и базировались на тех же технологиях. Полёт ракеты осуществляся оператором, который одновременно вел наблюдение за целью и управлял самим снарядом.

Изначальные планы разработки различных методов наведения по радиолокационному лучу и тепловому излучению так и не были реализованы. В феврале 1945 года проект «Оружие возмездия» был приостановлен, вместе с остальными разработками зенитных управляемых ракет. Решение об остановки работ было связано с хаосом последних месяцев войны и быстро изменяющейся ситуацией в военном положении Германии.

Ракета «Рейнтохтер» ( Rheintochter в переводе с немецкого означает “Дочь Рейна”), разработанная в 1942 году, оказалась прототипом будущих ракетных систем послевоенного периода. В целях уменьшения веса и экономии металлических ресурсов, управляющие поверхности были изготовлены из многослойной клеевой древесины, а корпус покрыт алюминиевыми листами. Ракета имела шесть крыльев в средней части корпуса и четыре в хвостовой. Однако к июню 1944 года, после проведения 34 испытательных пусков, выяснилось, что её способность поражения целей ограничивалась высотой всего 6 км. В результате было принято решение создать новую ракету с более высоким потолком в 10-12 км. Параллельно продолжались преобразования нынешних зенитных управляемых ракет, но из-за обострения общественного мнения на фронтах программа не была завершена.

Более удачной оказалась программа с ракетой Hs 177 «Шметтерлинг» (нем. Schmetterling — «бабочка»), стартовавшая в 1941 году. Тестовые запуски состоялись в августе 1944 года, а серийное производство началось в декабре того же года. Планировалось выпустить 3000 единиц к ноябрю 1945 года, однако было построено лишь несколько ЗУР, которые не смогли сбить ни одного вражеского самолета. Hs 177 соединилась двумя твердотопливными ускорителями, сбрасываемыми через четыре секунды после старта, и маршевым жидкостно-реактивным двигателем. Предполагалось, что эта ракета будет использоваться для перехвата на низких и средних высотах. Несмотря на свой неудачный боевой опыт, несколько ракет «Вассерфаль» и HS 177 были захвачены Советским Союзом и были прототипами при создании первых отечественных зенитных управляемых ракет.

Американские ЗРК

Первым зенитным ракетным комплексом, введенным на вооружение армии США, стал MIM-3 «Nike Ajax» с радарным управлением. Разработка этого комплекса началась в 1945 году, однако из-за выявленных недостатков он был поставлен на боевое дежурство только в 1953 году. «Nike Ajax» представлял собой ракету с маршевым жидкостно-реактивным двигателем и стартовым твердотопливным ускорителем. Управление ракетой осуществлялось по радиоканалу на основе данных от двух радиолокаторов. Арсеналы ЗРК «Nike Ajax» размещались во многих крупных городах США, и в начале холодной войны эти ракеты служили основным средством обороны. В 1958 году их заменили твердотопливные ракеты MIM-14 «Nike-Hercules» , способные нести как обычные, так и ядерные боеголовки.

Зенитно-ракетный комплекс большой дальности Boeing CIM-10 «Бомарк» изначально разрабатывался как беспилотный перехватчик, который разгонялся до 3,2 Маха, что позволяло ему поражать цели на дистанции до 700 км. Оборудовался ядерной БЧ мощностью 10 Кт, в случае промаха ракеты в радиусе 800 метров, этого было достаточно, чтобы уничтожить любой ЛА. «Бомарк» был в эксплуатации с 1959 по 1972 год и выполнял функцию защиты северных регионов США и Канады от потенциальных советских бомбардировщиков.

CIM-10 Bomarс / Источник https://clck.ru/36vXYQ
CIM-10 Bomarс / Источник https://clck.ru/36vXYQ

СОВЕТСКИЕ ЗРК

Первым зенитно-ракетным комплексом (ЗРК), разработанным в СССР, стал С-25 «Беркут», по НАТО-вской классификации известный как SA-1 Guild. Процесс разработки начался в 1951 году, а первые батареи были приняты на вооружение в 1955 году. Основное предназначение системы это защита неба над Москвой, следовательно ее пусковые установки размещались по кольцу примерно в 85 км от города. Для обнаружения и сопровождения целей использовались два отдельных радара, а батарея могла одновременно поражать до 10 целей. В Советском Союзе С-25 эксплуатировался до 1982 года, и немного дольше в Северной Корее — это кстати единственная страна, которая приобрела советские ракеты.

Ракета ЗРК С-25 «Беркут» в музее полигона «Капустин Яр» / Источник https://clck.ru/36vXfy
Ракета ЗРК С-25 «Беркут» в музее полигона «Капустин Яр» / Источник https://clck.ru/36vXfy

После успешного развертывания стационарной зенитно-ракетной системы С-25 «Беркут», которая фактически стала "щитом" воздушного пространства Москвы, советские власти приняли стратегическое решение о создании передвижной зенитной ракетной системы для обеспечения противовоздушной обороны на всей территории страны. Несмотря на эффективность стационарной системы С-25, направленной на защиту ключевых административных и промышленных объектов, ее высокие затраты и сложность производства не позволяли обеспечить всю важную инфраструктуру державы средствами противовоздушной обороны. Решение этой проблемы пришло в виде создания мобильного зенитно-ракетного комплекса. Хотя было очевидно, что передвижной ЗРК не будет обладать такой же эффективностью, как его стационарный аналог, но зато представится возможность по необходимости быстро перегруппировать и развернуть силы и средства на более опасных участках или направлениях.

Двойное кольцо стационарных ракетных комплексов С-25 и соединяющие их дороги | Источник https://clck.ru/36vY4C
Двойное кольцо стационарных ракетных комплексов С-25 и соединяющие их дороги | Источник https://clck.ru/36vY4C

Архитектура мобильного ЗРК включала в себя радиолокатор с линейным сканированием пространства, обеспечивая высокую точность наведения ракет на цель. К середине 1956 года был завершен экспериментальный образец передвижной радиолокационной станции наведения ракет и проведены успешные летные испытания ракеты В-750. Эти инновации придали мобильному ЗРК непревзойденные характеристики и сделали его важным звеном в системе обороны Советского Союза.

Постановление Совета Министров

Работы по созданию передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для противодействия воздушной атаке противника были инициированы в СССР на основе Постановления Совета Министров № 2838/1201 от 20 ноября 1953 года. Согласно этому документу, предполагалось разработать мобильный комплекс, способный эффективно поражать цели движующиеся со скорость 1500 км/ч на высотах от 3 до 20 км. Основной критерий включал в себя ограничение общей массы ракеты до 2 тонн.

В начале 1954 года Министерство среднего машиностроения утвердило тактико-техническое задание на зенитную ракетную систему, предназначенную для обеспечения воздушной обороны административно-политических, промышленных объектов, а также войсковых частей и соединений. Концепция проектирования не привязывалась к конкретному объекту обороны, что обеспечивало возможность быстрого переноса системы в различные точки. Следовательно будущий ЗРК должен обладать высокой мобильностью всех компонентов: зенитных ракетных и технических дивизионов, командных пунктов, средств радиолокационной разведки, управления и связи.

Начало работ по проектированию и созданию ЗРК

В процессе разработки мобильной ЗРК использовались инженерные наработки, полученные при создании С-25 «Беркут», включая идеи, которые не были использованы в стационарной версии. Специалисты КБ-1 (руководимые известным советским инженером А. Расплетиным) вели проектирование всей системы: занималось разработкой систем управления и навигации, оборудования для управления ракетой, систем приёма команд, а также компонентов ракеты, включая автопилот, рулевые механизмы и антенны. Кроме того, они разрабатывали станцию наведения ракет, размещенную на автомобильной платформе.

Под руководством конструктора П. Грушина на базе кадров КБ-1 - было сформировано ОКБ-2. В их задачу входило проектирование двухступенчатой зенитной ракеты В-750 (11Д) с твердотопливным стартовым ускорителем первой ступени и маршевым жидкостно-реактивным двигателем второй ступени.

Принятие на вооружение

Значительное увеличение активности авиационной разведки США в воздушном пространстве Советского Союза привело к тому, что в августе 1956 года военное руководство СССР приняло решения начать более активное внедрение в строй зенитного комплекса С-75 с радиолокационной станцией, работающей в 6-сантиметровом диапазоне радиоволн. Однако из-за сложностей в отладке технологии производства оборудования наведения, внедрение такого комплекса на вооружение представлялось невозможным. В качестве альтернативы, согласно предложению А. Расплетина, было принято решение, указанное в Постановлении Совета Министров СССР от 25 августа 1956 года, о создании упрощенной версии С-75 под названием СА-75 «Двина». Этот вариант был разработан на основе радиолокатора 10-сантиметрового диапазона, использующего электровакуумные приборы, уже внедренные в советскую промышленность.

Са-75 «Двина» в музее на бывшей ракетной базе в Жамбеке, Венгрия / Источник https://clck.ru/36vuXY
Са-75 «Двина» в музее на бывшей ракетной базе в Жамбеке, Венгрия / Источник https://clck.ru/36vuXY

Несмотря на то, что испытания на полигоне Капустин Яр не были завершены, ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение войск ПВО советской армии согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР № 1382/638 от 11 декабря 1957 года.

Состав ЗРК «Двина»

Комплекс СА-75 «Двина» (по НАТО-вской классификации SA-2 «Guideline»), включал в себя следующие компоненты: антенный пост, кабины станции наведения ракет СНР-75, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 1Д или 11Д, пусковые установки (ПУ) СМ-63, транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) ПР-11Б и средства энергоснабжения.

Станция наведения ракет СНР-75 / Источник https://clck.ru/36vwMw
Станция наведения ракет СНР-75 / Источник https://clck.ru/36vwMw

Антенный пост представлял собой контейнер, внутри которого располагалась часть передающей высокочастотной аппаратуры и станции передачи команд, а на крыше размещалась антенная система. Колесная база антенного поста, размещалась на артиллерийской повозке КЗУ-16, кабины станции наведения ракет - на шасси автомобилей ЗиС-150.

На боевой позиции шесть пусковых установок СМ-63 формировали круг с расположением на расстоянии 50-75 м от станции наведения ракет. Для заряжания и перемещения ракет использовались транспортно-заряжающая машина ПР-11Б, которая базировалась на специальном полуприцепе, а также автомобиль-тягач ЗИЛ-151В. Благодаря слаженной работе команды из четырех человек, с транспортно-заряжающей машины на пусковую установку, ракета перемещалась за несколько минут.

Схема позиции ЗРК С-75 по мнению Стивена Залоги / Источник https://clck.ru/36vwDR
Схема позиции ЗРК С-75 по мнению Стивена Залоги / Источник https://clck.ru/36vwDR

Боевое применение

16 ноября 1959 года зенитный ракетный комплекс Са-75 «Двина» впервые применили по назначению в реальной боевой обстановке, уничтожив американский разведывательный аэростат на высоте 28 000 метров над Сталинградом. Однако всемирную известность комплекс СА-75 приобрел 1 мая 1960 года. В этот день удалось сбить разведывательный высотный самолёт-разведчик «Локхид» U-2 неподалеку от Свердловска. Пилот ВВС США Френсис Гэри Пауэрс должен был пересечь воздушное пространство СССР на высоте около 24 000 метров, начиная от границы с Пакистаном и заканчивая у границы с Норвегией. Радиолокационная система ПВО засекла его самолет, после чего майор Михаил Воронов, командир 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады, отдал приказ об уничтожении летательного аппарат нарушившего воздушное пространство СССР. Ракета ЗРК «Двина» уничтожила цель. Пилот сумел катапультироваться, после приземления он попал в руки уральских колхозников. Суд приговорил американского летчика к восьми годам лишения свободы, но в 1962 году его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. В том же 1962 году еще один самолет-разведчик U-2 был сбит ракетой ЗРК «Двина» над Кубой.

Зенитный ракетный комплекс «Двина» заслужил особую репутацию в ходе войны во Вьетнаме. В первом бою в июле 1965 года три американских истребителя F-4 «Phantom II» были успешно сбиты тремя ракетами данного комплекса. Также в 1967 году в небе над Ханоем был сбит самолет бывшего кандидата в президенты США Джона Маккейна. В течение всей войны 60 дивизионов СА-75 сумели сбить около 2000 самолетов, включая более 60 стратегических бомбардировщиков В-52.

Успехи во Вьетнамской войне стали своеобразной рекламой для комплекса С-75, и после завершения конфликта советские ЗРК поставлялись как базовые системы ПВО в различные страны: Анголу Алжир, Албанию, Болгарию, Венгрию, Йемен, Индию, Ирак, Иран, Северную Корею, Китай, Кубу, Ливию, Мозамбик, Монголию, Перу, Польшу, Пакистан, Румынию, Сирию, Судан, Чехию, Эфиопию, Югославию и другие.

ЗРК С-75 ВС Египта. 1975 год / Источник https://clck.ru/36vx8d
ЗРК С-75 ВС Египта. 1975 год / Источник https://clck.ru/36vx8d