Найти тему

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Видов мышления у человека достаточное количество, как прыщей на лице молодого человека в пубертатный период. Чтобы не быть голословным, приведу только некоторые – логическое, творческое, теоретическое, критическое, абстрактное, конвергентное, интуитивное и другие. Но сейчас хочу остановиться на абстрактном мышлении.

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых фактически нет в окружающем мире. С помощью такого мышления мы связываем, как руки преступнику, разные явления между собой и выстраиваем их, как посуду в секретере, в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике. Абстрактное мышление наиболее характерно для людей посвятивших себя науке, но с определенным уклоном, например, физики, математики, программисты. Вот в этих областях они и орудуют, принося нам новые формулы, открытия, технологии, идеи.

Если два человека говорят о методах индукции и дедукции, при этом, не теряя связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции и дедукции, то это – правильно работающее абстрактное мышление, абсолютно отсутствующее, как карбюратор у дизельного автомобиля, у животных. Артист может неплохо играть роли за счет способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе глубокие чувства, должен создавать образы, достаточно отвлеченные от объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекать на отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь заполненными оба уровня – эстетизма и абстрактного мышления. У ребенка абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что облако – это дракон, собака или любимая игрушка.

Портрет абстрактника с ярко выраженными качествами можно обрисовать так : энергия собрана, как листья в гербарии, в голове, почти все время в ней текут, как сопли у неряшливого бомжа, мысли, рассуждения, цепочки фактов, выводы и т. д. Абстрактники любят разговаривать языком символов, сложных понятий, им сам этот процесс доставляет, как телеграмму почтальон, удовольствие – они этим живут. Среди людей этого уровня явно больше мужчин. Их легко можно встретить на математических и технических факультетах – это их стихия. Они часто небрежны в одежде – могут не замечать, что на них надето и на какие пуговицы застегнуто. В разговоре абстрактники часто строят длинные «колбасы» из рассуждений, иногда забывая, с чего начали. К недостаткам относится невнимательность к окружающим . Проблемы, волнующие их домашних, жен, кажутся им мелкими и не стоящими внимания. Они живут в своем личном мире, центрированы на себе, поэтому им сложнее всего нарабатывать альтруизм.

Если обобщить их основные качества, то получится следующее. Достоинства : 1. Способность мыслить сложными категориями, делать отвлеченные выводы, видеть ситуации под разными углами. 2. Сильный мыслительный аппарат, большая работоспособность и увлеченность в своей области. 3. Способность отрешаться от физического плана. Недостатки : 1. Центрированы на себе, бывают эгоистами. 2. Рассеянность, невнимательность к окружающим. 3. Иногда уходят в абстракцию настолько, что выводы становятся непрактичными. Тратят, как женщина в магазине одежды, много энергии на теорию, мало остается для практики.

Однажды Эдисон решал какую-то математическую задачу, а жена позвала его завтракать. Но он просил не беспокоить его по таким пустякам, если очень занят, поэтому она поставила завтрак возле него, чтобы он поел, закончив работу. Потом зашел его друг, ему тоже было известно, что ученого нельзя беспокоить, когда он работает. Не зная чем заняться, он увидел завтрак, съел его, отодвинул тарелку и стал ждать. Когда Эдисон посмотрел на него, на съеденный завтрак, он сказал другу : «Ты пришел немного поздно, я уже позавтракал».

В нашем обычном окружении найти людей с абстрактным мышлением не так сложно. Отыщите, как в игре в прятки, двух-трех таких и учитесь общаться с ними на их языке, с их скоростью построения абстрактных реальностей. Учитесь вникать в отвлеченные вещи, не имеющие к вашей жизни прямого отношения. Если вы привыкли мыслить конкретно, то перед вами все время будет становиться вопрос : а зачем мне эти отвлеченные рассуждения ? Но тоже самое можно сказать о шахматах – а зачем эта игра ? Можно прекрасно без нее прожить. Однако известно, что мышление, развивающееся при этой игре, дает человеку в жизни некоторые способности просчитывать, как расход месячной пенсии, и предугадывать, как ясновидящий, события в жизни людей. Так и с абстрактным мышлением – относиться к нему можно легко, как к игре, увлекательному упражнению ума, не привязываясь особенно к содержательности, но при этом тренируется мышление, а оно пригодится в реальных серьезных ситуациях, в которые каждый может попасть.

Когда освоите, как таблицу умножения, уровень этих абстрактников, ищите более сильных, усложняйте темы и т. п. После общения всегда проводите анализ : где были промахи, где удачно удалось ввернуть, как шуруп в стену, что-нибудь, кто как на что прореагировал. А если вы найдете человека, склонного выражать абстрактным языком действительно ценные, как акции Газпрома, мысли, передавать глубокие, как синева неба, знания, тогда совсем хорошо – у него есть чему учиться.

Абстрактно-образное мышление начинается там, где воображение отвлекается, как романтик на мечтания, от реальных объектов и создает как бы свой мир. Объекты этого мышления существуют внутри нашего воображения, питаются, как вампир кровью, нашей энергией. Из них человек может создавать целые миры, отражающие законы реального мира, или не точно отражающие эти законы, может придумывать свои законы, действующие в этих мирах и населять их существами и объектами, которые являются продуктами его творчества.

Если начинать развитие абстрактного воображения с детского возраста, то можно использовать разнообразные упражнения. Например, посмотреть на облака и увидеть в них зайчиков, драконов, профили людей, посмотреть как они меняются, во что перетекают и так далее. Можно учить детей видеть образы в узорах ковра, клубах дыма, кляксах, морозных узорах на стеклах и т. п. Те же упражнения нужны и взрослым, если они не имеют этого уровня и надо начинать с нуля.

Игрушки : куклы, солдатики наделяются качествами и из них составляются игры. Каждый герой имеет свой характер и проявляет его в игре. Это моделирование человеческой жизни развивает в ребенке творческие способности, абстрактное мышление, навыки режиссера, организатора и т. д. Даже машинки могут иметь свои характеры и вести себя по-разному. Хорошо если ребенок тренируется задумывать в голове дворец из кубиков, доводя модель до отточенности в деталях, а потом воплощает его в физическом мире. Родители и воспитатели могут учить детей наделять героев своих игр разными качествами вроде любви, дружбы, вражды, привязанности.

Взрослым, в качестве тренировки хорошо подойдет чтение книг. Попробуйте медленно, внимательно и спокойно прочитать какой-нибудь абзац и вникнуть в его смысл. Добейтесь того, чтобы появилось чувство уверенности, что вы понимаете то, что хотел сказать автор. Усилием воли заставляйте воображение удерживать мыслеформы за каждым словом и понятием. Наши абстрактные модели вряд ли окажутся настолько совершенными чтобы отразить мир таким, каков он есть на самом деле. Зато мы можем натренировать мышление настолько, чтобы решать конкретные человеческие задачи. При тренировке через чтение надо соблюдать два правила : а/ читать надо медленно, небольшими абзацами, тщательно строить образы и не бежать дальше по тексту, если нет ясности в уже прочитанном, б/ подбирать литературу с постепенно возрастающей сложностью языка, а если что-то непонятно, не стесняться спрашивать у друзей с более продвинутым абстрактным мышлением.

Попробуйте представить мысленно двух своих друзей, например, мужа и жену, судьбы и жизнь которых вам не безразличны. Соберите мысленно их образы, в которых воплотились бы все их качества, вам известные. Это получатся живые объектные фигуры, в той или иной степени соответствующие реальности. Когда это получилось, начните мысленно их ставить в разные ситуации. Например, они попали на необитаемый остров; между ними вспыхнула ссора; у них родилась двойня; один из них загулял и т. д. Придумайте любые ситуации и смотрите, как ваши фигуры будут меняться, реагировать, что между ними будет происходить.

Таким же образом можно делать прогнозы для развития целых обществ людей. Например, вы хотите предсказать, как будут духовно продвигаться люди в каком-то городе, если там начать преподавать там йогу или еще какое-нибудь серьезное эзотерическое учение. Заложите в свой мыслительный компьютер следующие данные : состав людей, приходящих на занятия, их пол, плату за обучение и т. д. Добавьте информацию об уровне развития инструкторов, их личных качествах, арсеналом их знаний. Синтезировав все данные и подключив абстрактно-образное мышление, прикиньте какого уровня развития достигнут ученики через год занятий, через два, три, пять.

В древних эзотерических школах использовались разнообразные методики для развития абстрактного мышления, с использованием фиксаций внимания на реальных объектах природы. Их основа строится на том, чтобы, прежде всего абстрагироваться от самого себя, от своей личности. Мы фиксированы на выживании в материальном мире – озабочены тем, где достать хорошую еду, вещи, жилье, деньги. Люди все свое время сконцентрировали на этих задачах и живут так, будто эти потребности самые важные во Вселенной.

Природный человек имеет иное мировосприятие. Он постоянно чувствует свою связь с водой, ветром, деревьями, землей, людьми, планетами. Он чувствует себя частицей огромной жизни, которая и есть Вселенная. Растворение своей личности, ощущение себя частью чего-то целого – это основная техника для раскрытия аспекта абстрактного мышления. Вот пример конкретных упражнений :

А/ ходить весь день, не забывая, что ходите по шару, т.е. по круглой планете.

Б/ чувствовать весь день над головой звездное небо, хотя днем звезд не видно.

В/ Фиксировать внимание на том, что Земля все время вращается вокруг своей оси, что вокруг нее крутится Луна, и что Земля делает оборот вокруг Солнца.

Г/ В лесу держите образы – деревья дышат, трава все время растет, корни пьют воду, листья рождаются, цветы распускаются и т. п.

Д/ Смотрите в памяти на картины своего недавнего прошлого с чувством, что это были не Вы. На основании закона, что все течет, все меняется, вполне можно утверждать, что это были не вы, ведь у вас чуть-чуть изменилось тело, в голове другие мысли, у вас другие вкусы.

Заканчивая разговор об абстрактном мышлении, необходимо напомнить, что развивать его лучше с самого детства. У ребенка еще не сформирована личность, и сфокусировав свое внимание на объекте, он сразу переносится в этот объект, сливается с ним, познает его непосредственно, особенно, если мы не торопимся засунуть ему в голову плоский штамп, типа : «Это зайчик, он прыгает и кушает морковку».