Достаточно долго в средневековой Европе, в судебной практике, перед вынесением приговоров, существовали различные судебные испытания, с помощью которых принимали решение, полагая, что тем самым обращаются к правосудию Бога, ведающего сердцами и карающего за преступления. Этими испытаниями были: поединок, испытание крестом, холодной водой, горячей водой, горячим железом, клятвой и евхаристией.
Испытание поединком
1. Обвинитель подавал жалобу судье и бросал свою перчатку, как вызов на бой.
2. Обвиняемый публично опровергал его, и, если он подбирал перчатку, вызов считался принятым; тогда судья назначал место, день и час боя.
3. Оба участника поединка появлялись с большой свитой, осеняя себя крестным знаменьем, сопровождаемые хоругвями, на которых были изображены лики Господа, Богоматери и Святых.
4. Место поединка было огорожено перилами и как только соперники прибывали к своим шатрам, окруженным перилами, обвинитель подходил к королю, опускался перед ним на колени и осенял себя крестом. После этого маршал или герольд, а может и кто-то другой, назначенный королем, говорил ему – «Сир рыцарь или оруженосец, видите ли вы перед собой истинное напоминание о нашем Господе, истинном Боге, Иисусе Христе, который возжелал умереть и предать смерти свою драгоценную плоть, чтобы спасти нас? Итак, обратитесь к его милосердию, и просите его, что бы в этот день он захотел вам помочь, если ваше дело правое, так как он является верховным судией. Подумайте об этом до того, как вы принесете клятву, или иначе ваша душа, ваша удача и вы сами подвергаетесь великой опасности».
Затем маршал, взяв обе его руки, возлагал их на крест, и заставлял его принести следующую клятву – «Я клянусь этим напоминанием страстей Нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, и своей христианской верой, и святом крещением, принятым мною от Бога, что я твердо объявляю правым, справедливым и святым этот спор, и выставляю в знак моей правоты такой же залог, как и тот, кто отстаивает дело неверное, дурное, предательское, вероломное (в зависимости от обстоятельств дела). Тот, кто отстаивает дело неправое и дурное, захотел лично защищать и отстаивать его, и я готов доказать ему сегодня свою правоту своей жизнью против его жизни, с помощью Бога, Богородицы и Монсеньора Св. Георгия, доброго рыцаря».
Такую же клятву заставляли принести и противную сторону, после чего маршал давал сигнал к бою, бросив свою перчатку и провозгласив – «Пусть начинают».
Тот, кто был убит или вытеснен за ограждения, считался виновным, и заложники, предоставленные им, приговаривались к штрафу.
Испытание Крестом.
Обычай использовать крест для определения виновного и вынесения судом приговора был основан на примере некоторых святых, ордонансах королей и даже декретах нескольких Соборов.
Ученые разделились во мнении о том, как проводилось испытание крестом. Одни полагают, что это была клятва, принесенная над крестом; другие считают, что крест бросали в огонь, и если он не горел, то бросивший его объявлялся невиновным. Но строки, найденные у старинных авторов, наводят на мысль, что это испытание состояло, по обыкновению, в том, чтобы стоять перед крестом в некоторой неудобной позе, при этом тот, кто падал первым, признавался виновным.
Испытание крестом было достаточно широко распространено в судебной практике и, например, Людовик Благочестивыйодобрял именно этот способ выявления виновного.
Испытание холодной водой.
Чтобы объяснить, как это происходило, достаточно перевести старинную латинскую инструкцию, приведенную далее. Она содержит следующие строки - «Возьмите тех, кого вы захотите подвергнуть испытанию водой, и приведите их в церковь, где священник отслужит мессу в их присутствии, и пригласит их к алтарю для принятия причастия. Скажите им – «Если вы сделали то, в чем вас обвиняют, если вы причастны к этому делу, если вы знаете, кто это сделал, я вас заклинаю именем Бога Отца, Сына и Святого Духа, вашей верой, святым Евангелием, которое было вам поведано и святыми реликвиями, которые находятся в этой церкви, не приближаться так смело к алтарю за причастием». Если они промолчат, наступает очередь священника сказать им – «Вот это тело и эта кровь Иисуса Христа будут сегодня вашим испытанием». После мессы священник благословлял воду, и, отправившись на место, где должно происходить испытание, он велел испытуемым выпить освященную воду, говоря им - «Вот эта вода будет сегодня вашим испытанием». Затем священник произносил заклинания над водой, куда им предстоит быть брошенными. После этого он велел им раздеться, поцеловать Евангелие, и тех, кого подвергают испытанию поочередно бросали в воду. Священник, который проводил церемонию и те, кто подвергались этому испытанию, должны были поститься. Кроме того, как гласит инструкция, тех, кого бросали в чан с водой, связывали ноги и руки. Тот, кто оставался на поверхности, признавался виновным. Тот, кто опускался на дно чана, объявлялся невиновным. Этот способ не использовался для выявления преступников.
Испытание горячей водой.
Вот как это происходило. Обвиняемого приводили в церковь; там он присутствовал при мессе и причащался. После чего произносились заклинания и читались молитвы, подобные тем, которые использовались при испытании холодной водой. Затем на огонь ставился котел с водой, а тому, кто подвергался испытанию, было велено читать «Отче наш». Когда вода закипала, ее снимали с огня, и тот, кто руководил этим испытанием, подвешивал в котле камень на некоторой высоте, бóльшей или меньшей, в зависимости от тяжести преступления, и обвиняемый голой рукой должен был достать этот камень. После этого руку забинтовывали и накладывали печать, которую снимали только на третий день. Если ожога на руке не было, обвиняемый считался оправданным, в противном случае, если следы от ожога оставались, он объявлялся виновным. Подробности испытания предавались широкой гласности, и на этом процесс, как гражданский, так и криминальный, заканчивался.
Можно было откупиться от этого испытания. В «Салической правде» это процесс назывался «Выкупом своей руки». Говорят еще – «Я готов положить руку на огонь», подразумевая готовность отстаивать то, в чем полностью уверен.
Испытание горячим железом.
Существовало две разновидности этого испытания:
1. Обвиняемого заставляли нести раскаленное докрасна железо. Кусок железа, который использовался для этого испытания, был благословлен и хранился в церквях, которые имели на это право. Обвиняемый сначала постился, при нем читались молитвы, затем в церкви разжигали огонь, на котором докрасна калили железо. Далее, ему давали пить святую воду, и мыли ему руки, чтобы смыть снадобья, которыми он мог бы натереться, чтобы уменьшить действия огня. Когда железо становилось красным, его доставали из огня, и обвиняемый, целуя Евангелие и крест, был обязан пронести его девять футов; после чего его рука забинтовывалась и опечатывалась на три дня.
2. Другой способ состоял в том, чтобы обвиняемый прошел по лемехам плугов, раскаленных докрасна, количество которых зависело от тяжести преступления, в котором его подозревали. Обычно, их было двенадцать; надо было наступить на каждом из этих лемехов. Если обвиняемый не получал никакого увечья, он объявлялся невиновным.
Испытание Клятвой.
Клятва, принесенная на святых или почитаемых таковыми предметах, применяется во всех религиях. У французов, особенно после их обращения к свету истинной веры, это стало самым легким способом для обвиняемых оправдаться в преступлениях, им приписываемым.
Вот главные церемонии, которые соблюдались при этих юридических процедурах:
1. Тот кто приносил клятву, должен был поститься и принимать причастие в некоторых определенных церквях или молельнях, имеющих право на эту процедуру.
2. Обвиняемый приносил клятву на реликвиях, на евангелии или на кресте. Он становился на колени и поднимал руку, чтобы коснуться алтаря, креста или евангелия, которое располагалось на алтаре. Отсюда, возможно, у нас остался обычай поднимать руку, принося клятву.
Собор в Мо, в 845 году, запретил епископам и священникам клясться святыми вещами. Таким образом, священослужители не были обязаны поднимать руку, чтобы касаться реликвий. Отсюда обычай, согласно которому они не поднимают руки, принося клятву, а держат ее на своей груди.
3. Если преступление, в котором хотели оправдаться, имело веские обвинения, вместе с обвиняемым приносили клятве еще несколько лиц, которые одновременно с ним клали руку на евангелие или на реликвии. Называлось это «tertia manu, duodecima manu», в зависимости от числа лиц, приносивших клятву.
Лица, которые приносили клятву вместе с обвиняемым, должны были быть одного с ним положения. Так вместе с дворянином приносили клятву дворяне, со священником – священники, с женщиной – женщины.
Если клятву не находили убедительной, прибегали к поединку.
Испытание Евхаристией.
Этому испытанию подвергались, главным образом, епископы и священники, обвиненные в некоторых преступлениях. Их обязывали служить мессу или получать евхаристию в доказательство своей невиновности. Собор в Трибуре IX века сделал это Каноном. Мирянин, если это было необходимо, оправдывал себя принесением клятвы, а священник – мессой.
Информация взята из:
J.-J. Monlezun. История Гаскони с древнейших времен до наших дней.