Большое возвращение
Включая новый и долгожданный альбом Питера Гэбриэла, необходимо вспомнить, что работа над ним началась более двадцати лет назад. Потому что звучит он настолько аутентично и выверенно, как будто всех эти десятилетий и в помине не было.
Последний диск с оригинальным собственным материалом выходил в 2002 году (альбом Up), а Scratch My Back (2010) и New Blood (2011) были кавер-версиями песен других исполнителей и оркестровыми перезаписями из сольного каталога Гэбриэла, соответственно. А тут перед нами целая россыпь сюрпризов с отличными песнями.
Во-первых, новый подход к анонсу синглов. В течение 2023 года музыкант выпускал по песне из I/O во время каждого полнолуния. Таким образом, дюжина песен – начиная с Panopticom в январе – уже были доступны для сборки в единый плейлист ещё до официального релиза. Во-вторых, пластинка доступна в двух миксах: Bright-Side и Dark-Side, что отражает постпродакшн-работу продюсеров-инженеров Марка Spike Стента и Чада Блейка. Так, один день и ночь, проведённые в одном и том же месте и при одних и тех же обстоятельствах, обладают собственным настроением и звучанием. Забегая вперёд, скажу, что Bright-Side сообразно названию – более тёплая и мягкая версия альбома, а Dark-Side – пожёстче и с более острыми углами.
Привлекательность этих замечательных песен не только в них самих, выпущенных в течение года. Их объединение в одно произведение запускает новый процесс познания. Познания музыки одного из самых неординарных и талантливых музыкантов современности, вернувшегося из творческого отпуска и полного новых идей. I/O продолжает расцвет карьеры бывшего фронтмена Genesis без оглядки на какие-либо глупые и сиюминутные требования поп-музыки. Чистое искусство.
Ввод и вывод – это собрание размышлений. Об окружающем мире, как в открывающей Panopticom, посвящённой бесконечно расширяемой информации, проблемах баланса между правом и властью (The Court), природе (Olive Tree) и глобальных потрясениях (So Much).
Очень личная и бесконечно красивая Playing For Time посвящена времени и роли воспоминаний, которые позволяют создать иллюзию освобождения от уз старения (а может и действительно освободить нас):
«Я действительно думаю, что полезно подталкивать себя к более смелым или интересным переживаниям, потому что тогда у тебя будут более насыщенные воспоминания, которыми ты будешь питаться, когда доживешь до моего возраста. Вас также учит каждый значимый опыт, через который вы проходите»
Песня медленно развивается, начинаясь с фортепианного проигрыша-вступления из Похоронного марша Шопена, не предвещая ничего хорошего, но постепенно по всей композиции разливается такое возвышенное умиротворение, покой и примирение, что и сам начинаешь вспоминать только лучшее и навсегда ушедшее из своей единственной и неповторимой жизни.
Прекрасна и трагически-болезненная So Much, в которой Гэбриел, сопровождаемый бредущими клавишными и эхом хора, устало поёт строчки о современности, в которой так много и нужно делать по-другому:
Так много незаконченных дел.
Все липкие от желания,
Копаемся в пустых оболочках
Всех выпущенных нами ракет…
Смертность и надежда на обновление фигурируют в заглавном треке:
Когда дыхание утихнет и тепло иссякнет,
я не сомневаюсь, что любовь потечёт рекой.
Когда машина остановится на нейтральной полосе, а перед глазами будет земля,
я буду похоронен на своём месте,
У корней старого дуба,
Где жизнь сможет свободно входить в меня и выходить из меня.
Несмотря на строчки об уходе и растворении в сущем, I/O – одна из оптимистичных песен альбома, звучащая, как гимн жизни на её заре. Ей вторят жизнеутверждающая, этническая, цветущая в электрических лучах Road to Joy, восславляющая всё живое Olive Tree, а также венчающая лонгплей Live and Let Live, проносящая в оркестровых одеждах идею вселенского прощения, как основу мира.
В какой-то мере эта большая и всеобъемлющая новая запись, к которой этот удивительный музыкант шёл так долго, подводит итог жизни и творчеству. Отчаяние и безысходность возраста смываются волнами бессмертных воспоминаний и любви, растворяясь в надежде перерождения. Всё-таки, Питеру Гэбриэлу уже 73 года. Но, учитывая его заявление о написании порядка 150 песен за обозначенный промежуток и готовности их выпустить, получается, что время подстёгивает, а не ограничивает. И мастер творит.
А это значит, что и все мы что-то можем…
Оценка: 4,5/5
Источник изображений: www.discogs.com