Даже сейчас, в эпоху дейтинг-приложений, найти подходящего спутника жизни — целая проблема. Что уж говорить о временах, когда не было ни интернета, ни мест, где молодые влюбленные могли бы свободно общаться друг с другом.
Ярмарки невест
Провинциалы приезжали в Петербург в надежде построить карьеру, и женщин в городе действительно было меньше, чем мужчин.
В Москве ситуация была принципиально иной, поэтому со временем у петербуржцев возникло что-то вроде обычая — ездить жениться именно туда. Зная это, дворянские и купеческие семьи со всей страны стали привозить дочерей на смотрины.
Поездка в Москву была мероприятием крайне ответственным: от нее зависело будущее не только самой невесты, но зачастую и ее родных. К выезду тщательно готовились; девушкам на выданье шили наряды, иногда закладывая для этого часть имущества: «товар» нужно было показать в самом лучшем виде. Выезжали обычно к зиме, часто путь был долгим и занимал 7 суток.
С собой брали буквально всё, включая мебель и продукты: жизнь в Москве многим провинциальным семействам была не по карману. Останавливались либо у родственников, либо снимали дом за весьма не малую сумму.
Смотрины происходили на балах в Благородном собрании, в Университетском пансионе, во множестве домов.
Иногда даты сразу нескольких балов совпадали, так что женихи за один день успевали посмотреть так сказать «весь ассортимент». Пока молодые люди танцевали и присматривались друг к другу, родители невест старались во время светских разговоров побольше выведать о «кандидате»: из какой он семьи, какое состояние, нет ли за женихом шлейфа долгов или скандалов.
Проводили даже «детские балы», где девушки-подростки отрабатывали навыки танцев и светских манер, а мужчины приглядывали себе будущих жен. Именно на таком балу, устроенном знаменитым танцмейстером Петром Йогелем, Пушкин впервые встретил свою будущую жену, 16-летнюю Наталью Гончарову.
Знаменитые Сваты и свахи
Именитые дворянские семьи старались избегать профессиональных свах: с этой ролью справлялись многочисленные знакомые и родственники, и для многих из них устройство судеб молодого поколения становилось своего рода хобби. Однако для семей и сословий попроще (купцов или мещан, например) сваха была незаменимым человеком.
Посредницу можно было найти по совету знакомых или по объявлению в газете, но самые успешные в рекламе не нуждались: их имена и так были на слуху. Свахам сообщали возраст невест и женихов, описывали приданое и брачные условия, а они везде искали подходящих кандидатов. За дополнительную плату одна из сторон могла попросить приукрасить состояние дел (например, скрыть, что указанные в описи имения давно заложены, а семья на грани нищеты).
У свах были целые сборники женихов и невест, с которыми они ходили по домам клиентов. Среди прочего там указывались и требования к будущим супругам.
Без приданого никак
Описи приданого тоже составлялись подробнейшим образом и официально заверялись: в них подробно перечисляли всё движимое и недвижимое имущество невесты, включая иконы, одежду, украшения и постельные принадлежности.
Если заочное знакомство всех устраивало, сваха договаривалась с клиентами о первых смотринах. Чаще всего для них выбиралось какое-нибудь общественное место, где жених и невеста могли издали посмотреть друг на друга, не давая при этом опрометчивых обещаний.
Если первые смотрины оказывались удачными, запускался дальнейший ритуал. Как только жених «сойдется в приданом по росписи, принесенной ему свахой», он просит у отца невесты назначить день последних смотрин. В оговоренный день делегация, состоящая из жениха и его родственников, приходит в дом будущего тестя.
После этого в комнату впускают невесту в компании матери и свахи, и разговор (во время которого девушка преимущественно молчит) длится еще несколько минут, после чего жених и отец невесты удаляются в другую комнату, где и заключают окончательную «сделку».
С вами был канал В свете прошлого! Оставайтесь с нами!
На нашем канале также есть другие интересные статьи: