Погружение в тему глобальных проблем не способствует поддержанию оптимизма. Мало того, что мироздание явно не озабочено созданием благоприятных условий для нашего существования, так человечество еще и само старательно пилит сук, на котором сидит. Тем приятнее обнаруживать примеры удач, когда люди целенаправленно улучшают среду обитания для себя, любимых — и попутно для миллионов живых существ, обитающих с нами на одной планете. Важно знать, что это реально. Что научное знание, помноженное на волю местных сообществ и поддержку правительств, приносит зримые результаты. Поэтому буду иногда рассказывать о таких примерах, выловленных из океана информации. И призываю читателей делиться подобными находками. Проблемы кажутся неразрешимыми ровно до тех пор, пока не станут верно сформулированными задачами.
ОГНЕННАЯ ГОРА АРУНАЧАЛА
Между двумя фотографиями одного и того же места — промежуток в 30 лет.
Первый снимок сделал известный австралийский эколог John Barrie Button в 1989 году, когда впервые вышел из автобуса в городке Тируваннамалай, расположенном на юге Индии в штате Тамил-Наду. Пыль, сушь, жара. Над городом и округой возвышается одиночная священная гора Аруначала, представляющая собой нагромождение безжизненных скал. В Индии эта гора почитается как одно из воплощений грозного бога Шивы в материальной Вселенной. Аруначалу так же называют «огненной горой». Почему, австралийскому гостю только предстояло узнать.
Второй снимок Джон Баттен сделал в 2018 году, когда приехал навестить индийских коллег. Почти 20 лет они работали вместе, чтобы превратить Аруначалу в цветущий оазис. Австралиец уехал домой только после того, как убедился, что дальше местные жители справятся без него. Сейчас гора покрыта густыми джунглями, над ее вершиной конденсируются облака, на склонах и в долине пробудились десятки водных источников. Здешние фермеры, еще недавно едва сводившие концы с концами, начали собирать богатые урожаи.
Поначалу никто не верил, что такое станет возможным. Включая руководителя проекта, который пишет, что от первого взгляда на «огненную гору» у него сжалось сердце. Но рабочий контракт с индийским «Обществом лесовосстановления Аннамалая» был уже заключен, на Баттена возлагались большие надежды. Он имел многолетний опыт создания устойчивых лесных и сельскохозяйственных угодий на основе теории пермакультуры (от англ. Permanent agriculture – относительно новое научное направление в землепользовании, комплекс знаний, позволяющих создавать искусственные биоценозы).
Правда, Баттен работал на другом континенте, в совершенно других природных условиях. По этой причине он взял паузу на три месяца, чтобы разобраться в ситуации. Знакомство с ней не обрадовало Джона.
Во-первых, никто не помнил, чтобы на Аруначале и в окрестностях когда-то росли леса. Джон попросил местного библиотекаря поискать информацию в архивах. В газете столетней давности гора называлась огненной и каменной, и фотографии это подтверждали. Но еще раньше в источниках нашлись упоминания о сборе орехов и лекарственных трав, о деревообработке и охоте в здешних местах. Значит, лес тут был! Извели его не боги, а люди.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Баттен знал, что священная гора и храмовый комплекс у ее подножия являются местом поклонения Шиве, сюда приезжают миллионы паломников. Трудный подъем на вершину горы — один из главных обрядов. Джону представлялось, что паломники согласятся попутно доставлять на склоны Аруначалы саженцы деревьев. Это бы сильно упростило задачу лесовосстановления. Но оказалось, что у этих людей совсем другая, можно сказать противоположная идеология – они считают, что Шива услышит их мольбы только тогда, когда они разожгут на горе большой костер. Таким образом Аруначала и стала пустынной огненной горой. Местные фермеры тоже приложили руку к уничтожению последних кустов и деревьев, ежегодно сжигая сухую траву на склонах, чтобы удобрить участки пастбищ. Эта деятельность давала небольшой доход всего нескольким семьям. Чем дальше, тем больше окрестности Аруначалы превращались в полупустыню.
Картина прояснилась. Баттен воспринял ее, как вызов. И почувствовал азарт предстоящей борьбы за новый облик Аруначалы.
Но без помощников невозможно было бы ничего сделать. Бюджет проекта позволял нанять десяток работников на первое время. А трудозатраты предстояли огромные. Несколько увлекательных выступлений Джона в городском образованном сообществе привели к появлению первых волонтеров. Потом Баттен собрал местных фермеров и рассказал им, как восстановление леса повлияет на урожаи. Несколько крестьян заинтересовались идеями пермакультуры и записались на организованные австралийцем сельскохозяйственные курсы. Получив новые знания и опробовав их на практике в своих хозяйствах, они стали самыми преданными союзниками Джона. Один из фермеров бесплатно выделил большой кусок земли под лесной питомник. Теперь можно было приступать к практическому воплощению проекта.
Энтузиастам хотелось поскорее добиться зримых результатов, но первый сезон оказался провальным. В питомнике удалось вырастить несколько сотен саженцев быстрорастущих растений. Часть из них успели высадить у подножия Аруначалы. И тут начался сезон дождей, в том году необычно интенсивных. Половину саженцев смыло потоками воды. А когда ливни закончились, вторую половину вмиг истребили козы, свободно пасущиеся в предгорьях.
Было от чего впасть в отчаяние, но выход нашелся. Один из волонтеров посоветовал Джону обратиться за помощью в монастырь. Храмовый комплекс располагается на большой огороженной территории, там есть источники воды. А вот зелени в монастыре практически не было. Священнослужители считали свою землю частью священной горы и не предпринимали попыток вырастить хоть что-то полезное. Хотя для украшения храма и проведения служб требуются живые цветы в большом количестве. Они были привозными.
Настоятель храма оказался образованным и любознательным человеком, они с Баттеном легко нашли общий язык. Договорились, что Джон организует на территории монастыря выращивание цветов, лекарственных трав и кокосовых пальм, а монахи поддержат проект лесовосстановления и выделят землю под лесопитомник. Это сотрудничество дало прекрасные результаты, причем не только практические. Важно, что изменилось настроение религиозных людей – как местных жителей, так и паломников. Они вслед за священнослужителями повернулись лицом к проекту. Аруначалу почти перестали сознательно поджигать. А когда на участке горных лесопосадок все же возник пожар, множество людей бросились его тушить по собственной инициативе. Баттен торжествовал!
УРОКИ ПРОЕКТА
Пожары до сих пор остаются угрозой для молодого леса, покрывающего гору и предгорья. Выяснилось, что одними увещеваниями не справиться с поджигателями. К священной горе стремятся верующие со всего мира, многие из них знать не знают, сколько усилий вложено в современное цветущее состояние Аруначалы. Они по традиции пытаются разжечь костер на вершине. В городе пришлось создать добровольную пожарную службу. Когда дежурные видят на горе дымок, они звонят в школы и колледжи, учащихся снимают с занятий, и они мчатся тушить огонь, пока тот не дал начало пожару. На сравнительно небольшой территории такая система хорошо работает.
Участникам проекта лесовосстановления приходится постоянно придумывать способы улучшения приживаемости саженцев. На месте было разработано множество приемов, которые защищают молодые деревья от избыточного солнца, смыва почвы дождями, от покушения травоядных, от угроз со стороны болезней и вредителей. Причем все это делается без применения химикатов – таковы условия проекта.
Джон Баттен рассказывает, что его роль по мере развития проекта свелась к фандрайзингу, написанию отчетов по грантам, организации продаж части саженцев и цветов. Это все необходимо, чтобы оплачивать труд наемных работников. Надеяться только на волонтеров невозможно - люди устают, переезжают, у них меняются интересы. Экономика проекта всегда должна быть на первом месте.
Еще один урок – подобные экологические проекты не имеют конца. Главная угроза лесам на предельно заселенных территориях – варварское природопользование. Лес трудно вырастить, но очень легко потерять. По этой причине в Индии разрабатывается и применяется довольно суровое природоохранное законодательство. А что касается Аруначалы, то там продолжают работать новые лесовосстановительные группы и научные экспедиции. Благо, теперь есть что изучать.
ЭПИЛОГ
Некоторые цифры и факты. Лесопитомник на территории храма «вышел на мощность» 400 тысяч саженцев в год. Были высажены более 80 видов растений – деревьев, кустарников, почвопокровных многолетников. Они образовали устойчивые сообщества, причем недостающие элементы возникли как бы сами по себе. К примеру, никто не сажал на горе бамбук, но теперь там есть настоящие бамбуковые заросли. Тут нет чуда: семена растений переносят птицы и животные, заселившие рукотворный лес. Возможно, проснулись какие-то семена и корни, сохранившиеся под многолетним слоем золы в расщелинах. В итоге, лес на Аруначале получился разнообразным и богатым по составу – тут есть и деревья с ценной древесиной, и орешники, и плодовые растения, и ягоды, и множество лекарственных трав. Все это положительно влияет на социально-экономическое состояние района, да и просто на настроение местных жителей и паломников.
Оказалось, что люди все же способны справляться с некоторыми глобальными вызовами: процесс опустынивания можно повернуть вспять. И для этого не нужны какие-то космические технологии и уникальные компетенции. Группа Баттена справилась со своей задачей, можно сказать, голыми руками. Финансовые затраты тоже оказались небольшими, и проект в конце концов частично перешел на самоокупаемость. Экономический эффект от лесовосстановления оценить сложно. Фактически, лес вдохнул новую жизнь в экономику большой территории.
Надеюсь, что рассказанная история возрождения природы – вдохновляющий пример.
Особенно для молодых людей, которые только думают, на что потратить свою единственную жизнь. Успеть можно очень много, тот же Баттен к своим пожилым годам осуществил несколько масштабных экологических проектов в разных частях мира. Но озеленением священной горы он особенно гордится. Видимо, потому, что на этом примере хорошо видна роль человека-творца, союзника природы.
Снимки 6 и 7 сделаны российской паломницей с ником Индианка в сентябре 2020 года и опубликованы в ее Живом Журнале. Девушка совершила восхождение на священную гору. С высоты хорошо видно, что храмовый комплекс у подножия Аруначалы теперь украшен великолепным садом, одним из лучших в Индии. Тропа к вершине проходит через густой лес.
Первые пять из семи иллюстраций и некоторые другие материалы к статье прислал Jaman Tree - друг и коллега Джона Баттена - героя статьи.
Дополнительные материалы:
https://www.youtube.com/watch?v=T3ewikJxt8Y
Ирина Самахова
Статья впервые была опубликована 22 апреля
Специально для Telegram-канала «Глобальные вызовы. Локальные решения»