10 лучших произведений Клода Дебюсси

559 прочитали

Откройте для себя нашу подборку лучших произведений Дебюсси, включая ‘Бергамаскскую сюиту" и ‘Прелюдию к Апре-Миди у фавна".

Фото: Архив Халтона / Getty Images
Фото: Архив Халтона / Getty Images

Клод Дебюсси был одним из самых влиятельных композиторов конца 19-го и начала 20-го веков и считается основоположником музыкального импрессионизма. Когда регистратор Парижской консерватории спросил его, какому правилу он следовал при сочинении, Дебюсси обезоруживающе ответил: “Мое удовольствие!” Сопротивляясь доминирующему влиянию германской музыки с ее логической строгостью формы и развития, он искал новую музыку цвета, ощущений, мимолетного настроения и расслабленной формы, которая была бы отчетливо французской, а также его собственной. Он разработал в высшей степени оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры, и его более поздняя музыка воспринималась как имеющая определенные черты с художниками-импрессионистами, особенно с Моне.

Клод Дебюсси - Deux Arabesques (1888/1891)

Хотя "Две арабески" Дебюсси для фортепиано написаны довольно рано, в них содержатся намеки на развивающийся музыкальный стиль композитора. Сюита является одним из самых ранних музыкальных произведений в стиле импрессионизма, созданных в духе французского изобразительного искусства, и передает волнующие сцены с помощью музыки.

Клод Дебюсси - Сюита "Бергамаска" (1890, переиздание 1905)

Сюита "Бергамаска" состоит из четырех частей – ‘Прелюдия", "Менуэт’, ‘Лунный свет" и ‘Паспье" – для фортепиано. Расслабляющая музыка вдохновлена стихотворением, написанным французским поэтом Полем Верленом, и перекликается с туманными импрессионистическими текстурами поздних работ Дебюсси, особенно в его самой любимой фортепианной пьесе "Лунная ночь’.

Клод Дебюсси - Струнный квартет соль минор (1893)

Струнный квартет соль минор Дебюсси, один из самых ранних его шедевров, сочетает в себе чарующие мелодии с волнующей ритмической свободой и проложил путь к Прелюдии к Апре-Миди "У фавна" в следующем году. Дебюсси расширил звучание струнного квартета различными новыми текстурами и тональными эффектами. Благодаря экзотическим гаммам, нетрадиционным аккордам, прогрессиям и изменениям тональностей в музыке присутствуют мелодии и гармонии, уникальные для своего времени.

Клод Дебюсси - Prélude à l’Aprés-Midi d’un Faune (1894)

Часто говорят, что эпоха современной музыки началась с одного-единственного произведения в 1894 году: Прелюдии к Апре-Миди "У фавна" Клода Дебюсси для оркестра. По мнению Дебюсси, Прелюдия, основанная на стихотворении Малларме, напоминает “о последовательных сценах, в которых тоска и вожделения фавна проходят в полуденный зной”. Дебюсси до предела расширил традиционную систему тональностей. Прелюдия - одно из самых популярных музыкальных произведений всех времен, вдохновившее многих композиторов, включая Леонарда Бернштейна и Булеза.

Клод Дебюсси - Pelléas et Mélisande (1902)

"Пеллеас и Мелизанда" - единственная опера Дебюсси, когда-либо завершенная, и считается вехой в музыке 20 века. Французское либретто было адаптировано по мотивам символистской пьесы Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда". Дебюсси подчеркивает символизм Метерлинка удивительно оригинальной музыкой, хотя его использование мотивов для идентификации всех действующих лиц и других сил вполне вагнеровское.

Клод Дебюсси - La Mer (1905)

"Море" - самое популярное и широко исполняемое концертное произведение Дебюсси. Эти три оркестровых ‘симфонических наброска’ отражают почти сверхчеловеческую способность Дебюсси переводить игру света на воде и место моря в мире природы в музыкальное звучание. Программный характер этого произведения сделал его новаторским произведением музыкального импрессионизма.

Клод Дебюсси - Images (1905-1907)

Две книги "Образов" развили утонченность Дебюсси в отношении текстуры, особенно книга I "Reflets Dans l'Eau" ("Отражения в воде’). В книгу II "Изображения" входит "Cloches à Travers les Feuilles" (‘Колокола сквозь листву’), вдохновленная звоном проходящего мимо колокола, который переносят из деревни в деревню между религиозными праздниками. Это одно из лучших произведений Дебюсси.

Клод Дебюсси - Children’s Corner (1908)

Очаровательная сюита в шести частях, напоминающая сцены из детства– включая буйную "Прогулку с тортом у Голливога“, посвященную "моей дорогой маленькой Чушу с нежными извинениями ее отца за то, что последует дальше”.

Клод Дебюсси - Jeux (1913)

Премьера "Jeux", описанного Дебюсси как "Танцевальная поэма", состоялась в Париже в 1913 году, всего за две недели до "Весеннего обряда" Стравинского. В этом незабываемом балете представлены две девочки и мальчик, которые, потеряв мяч во время вечерней игры в теннис, ищут его в залитом лунным светом подлеске, играя по пути в странную игру в прятки. "Jeux" была последней оркестровой партитурой, которую Дебюсси завершил перед своей смертью в 1918 году, и является его лучшим оркестровым произведением.