Часть 3
Говоря о экономики СССР нельзя не отметить и достоинство командно-административной системы.
Либеральные экономисты любят рассуждать о том, что рынок порешает все.
А на самом деле?
С одной стороны основная цель предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, уничтожить конкурентов. Т е стать монополистом в своем сегменте и диктовать свои условия, в том числе и цены.
С другой стороны, для конкуренции необходимы несколько предприятий со своими мощностями. При этом общий потенциал всех мощностей предприятий по выпуску продукции превышает запросы потребителя. Это приводит к простою части оборудования. Предприятия не получают прибыль, но все равно вынуждены платить и за коммуналку, и обязательные платежи и т д. А если есть, то и арендную плату и взносы по кредитам. Рабочие получают более низкую з/плату. Или отправляются в неоплачиваемые отпуска.
При плановой экономике все предприятия загружены на 100% и не конкурируют между собой. Понятно, что все запланировать невозможно. Но обычно это мелочовка, которую не рентабельно производить на крупных предприятиях. И тут на выручку приходит частный предприниматель, который начинает выпуск необходимой продукции.
Командно-административная система позволяет создавать условия для комплексного развития экономики.
Вот пожалуйста пример (не мое):
Про эффективность и собственников.
В СССР государство, как действительно эффективный собственник, умело манипулировало рабсилой и активами. Сейчас... было бы смешно, если бы не было страшно.
Простой пример:
Десять шахт. На каждой шахте - тысяча рабочих.
Пять шахт давали уголь с себестоимостью в рубль. Три - по пять рублей. И две - по десять рублей. Средняя себестоимость - 4 рубля. Покупался уголь по 5 рублей - рубль на прибыль - и предприятие кормило десять тысяч рабочих, оплачивало детсады, пионерлагеря, профилактории и т.д... Целый город живёт, растёт и трудится.
СССР кончился, пришёл "эффективный" бизнесмен. Сходу закрыл две "убыточные" шахты, немного подумал, закрыл три "нерентабельные". Пять тысяч шахтёров - на улицу. Рабсилы много - можно снизить зарплату. Лагеря и профилактории? Убыточно, персонал выброшен на мороз, территории и строения списываются с баланса и продаются за гроши другим "эффективным", там будут построены рентабельные бордели, казино и т.п. С пяти закрытых шахт срезаются металлоконструкции и цветмет - всё, шахты затоплены и восстановлению не подлежат. На пяти открытых шахтах забивается на ТБ (а зачем? это дорого, а шахтёр один хрен полезет, ибо больше работать негде) и уголь щедро поливается кровью.
Через десять лет эти шахты выработаны хищническими темпами и закрыты.
И что мы имеем? Некогда процветающий город обнищал и разваливается, в нем безработица 90%, цветут преступность, наркомания и проституция... А "эффективный" сложил на загрансчетах свой миллиард баксов и уехал на Канары.
PS. Если кто недопонял - прикреплённые детсады и профилактории ВХОДИЛИ в себестоимость. А рубль прибыли с угля - дотировал общественный транспорт и тому подобную (убыточную по определению) инфраструктуру. От секций и кружков - до парикмахерских и местной газеты "Красный Уголь".
Мне могут возразить и привести в пример Хрущева, который своими действиями практически угробил и сельское хозяйство и экономику СССР.
Но я могу привести другой пример:
Осень 1987 года (может и 1986) в европейской части страны выдалась жаркой и сухой. Дождей не было. Техника на полях не увязала в грязи. Идеальные условия для уборки урожая!
А Первый секретарь Белгородского обкома КПСС, председатель Белгородского областного Совета народных депутатов Алексей Филиппович Пономарёв волевым решением ЗАПРЕТИЛ уборку сахарной свеклы! Во всех других областях полным ходом шла уборка корнеплодов. А в Белгородской области несмотря на окрики и приказы из Москвы техника стояла и не работала. И стояла до тех пор, пока погода не «испортилась», т е похолодало и соответственно начались осенние дожди. И свеклу начали убирать! В грязь! Камазы таскали по полям трактора, самостоятельно они не могли передвигаться и после уборки их оправляли на капитальный ремонт.
Мне задут вопрос – А в чем смысл действий Алексея Филипповича?
А смысл в том, что ТОЛЬКО белгородская область в тот год ВЫПОЛНИЛА план по сахару!!!
Дело в том, что выкопанная сахарна свекла сохраняет сахаристость при температуре от 0 до +20. Т е в других областях сахарная свекла просто на жаре «сгорела» в буртах на полях и была переработана на жмых.
Вообще производство сахара — это хороший пример того, как говорили в позднем СССР что экономика должна быть экономной!
Сегодня сахарную свеклу выкапывают столько сколько может переработать сахарный завод. А завод вырабатывает столько сахара сколько может реализовать! И все! При этом необходимо учитывать, что современный технологии уборки позволили поднять урожайность свеклы на 15%! А калибровочные сеялки минимизировали ручной труд. Раньше к прополке свеклы привлекали горожан, но некоторые из них приносили только вред – они выплывали ВСЕ! И сорняки, и свеклу. Так что после них убирать было просо нечего. На уборке гробилась техника. А затем сахарная свекла «горела» – проезжая мимо свеклопункта можно было видеть, как тепло поднимается над свекловичными буртами. А к Новому году, сахара в свекле не было и свекла перерабатывалась на жмых!
Но вернемся к Алексею Филипповичу Пономарёву. Что значит Человек на СВОЕМ месте. Понимающий, специалист с большой буквы. Который разбирается в ситуации, знает свое дело. И может идет до конца против всех течений.
Но для того, чтобы такой человек оказался на своем месте необходима политическая сила. Такая сила, которая не побоится взять на себя ответственность за происходящее в стране. Такой силой в 1917 году стала партия большевиков., которая предотвратила распад России, преодолела последствия Гражданской войны. Создала и выковывала оборонный щит страны, сломавший хребет нацисткой Германии. Партии, которая смогла не только эвакуировать промышленность, но и увеличить выпуск вооружения. Кто бы еще смог такое сделать? Только советская командно-административная система!
А теперь немного того, что я не особенно люблю:
Альтернативная история.
Давайте представим, что, если Хрущев не стал проводить свои реформы, или еще лучше – Хрущев не пришел бы к власти!
1. не были бы ликвидированы артели и кооперативы.
Если учесть, у негосударственных предприятий был станочный парк, который позволил во время Великой Отечественной войны наладить выпуск снарядов и бомб, а также автоматов ППС, то можно предположить, что эти предприятия развивались бы. Т е со временем некоторые бы из них, по современной терминологии превратились бы крупный бизнес. Очень многие соответствовали бы среднему бизнесу. Ну а про малый бизнес и самозанятых даже не стоит и говорить.
При этом надо отметить, многие предприниматели после реформ Хрущева ушли в «теневую» экономику. А благодаря возникшему дефициту товаров успешно работали, не плотя ни копейки налогов. Вернее, они платили, но не государству, а криминалитету.
2. Государственные предприятия были более свободными.
Представим;
· Что предприятия получали бы адекватный госзаказ.
· Перед ними не ставилась задачи выполнить план «от достигнутого» любой ценой.
· Он могли сами налаживать выпуск побочной продукции.
· Могли сами и за свой счет проводить реконструкцию и приобретать необходимую продукцию.
· Имели право договариваться со смежниками и сам себе выбирать поставщиков.
Пожалуйста пример:
Як-40
Вот что пишет Викепендия:
Первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт 3-го класса для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы.
При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Як-40 не нуждается в аэродромных передвижных трапах, в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап.
Як-40 у летчиков получил прозвище «окурок, из-за чадящих двигателей. Но у нег было и другое прозвище – «пожиратель керосина».
Конструкторам, из – за отсутствия подходящих двигателей пришлось установить три двигателя, что и сказалось на судьбе перспективного самолета.
Из вики:
… Ещё одной причиной остановки производства явилась начавшаяся в стране кампания экономии. Реактивный самолёт, перевозивший всего два-три десятка человек на небольшие расстояния, стал экономически невыгодным
А теперь самое главное:
Начиная с 1967 года Як-40 регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах и своими характеристиками смог заинтересовать зарубежных покупателей. Самолёт совершил демонстрационные полёты во многих государствах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. Одних демонстрационных полётов Як-40 совершил около 500 000 км. У конструкторов была прекрасная возможность проверить самолёт в любых климатических условиях, на аэродромах с разным покрытием, при полётах в горах и долинах. В качестве продавца выступало советское внешнеторговое объединение «Авиаэкспорт», которое получило заказы на Як-40 от авиакомпаний из ФРГ (заказ на 14 самолётов), Италии, Франции и Швеции. Но из-за затянувшегося процесса сертификации (во многом от того, что СССР не допускал зарубежных специалистов осмотреть производство самолётов) многим планам не суждено было сбыться.
Сертификат лётной годности Италии и ФРГ был получен в 1972 году и таким образом Як-40 стал первым отечественным самолётом, получившим возможность эксплуатироваться компаниями капиталистических стран.
Як-40 стал первым советским самолётом, который продавался в страны, имеющие собственную развитую авиационную промышленность.
Помимо Западной Европы «Авиаэкспорт» выступал с предложением к фирме Boeing о совместной продаже и обслуживании Як-40 на территории Северной Америки, но против этого проекта была часть властных структур США и дальше намерений дело не пошло.
ИталияВ Италии Аэрофлот имел долю (30 %) в региональной авиакомпании Aertirrena из Флоренции, под флагом которой СССР решил провести демонстрационный тур по странам Азии и Австралии. 29 сентября 1970 года Як-40 (рег. I-JAKA) был приписан к флоту авиакомпании[22], а 19 июня 1971 года отправился в тур по маршруту Флоренция → Анкара → Тегеран → Лахор → Нью-Дели → Калькутта → Рангун → Бангкок → Сингапур → Денпасар → Купанг → Дарвин → Маунт-Айза → Мельбурн → Сидней → Канберра → Рома → Шарлевиль → Дарвин → Купанг → Джакарта → Куала-Лумпур → Бангкок → Сонгкхла → Рангун → Калькутта → Дели → Лахор → Карачи → Исфахан → Диярбакыр → Стамбул → Флоренция.
После демо-тура участвовавший в нём Як-40 в 1972 году вернулся в СССР, где получил регистрационный номер СССР-87657 , а, так как к этому времени сертификация самолёта в Италии была завершена, вместо него в Италию в тот же год поступили две новые машины (рег. I-JAKE , которые Aertirrena сдала в лизинг авиакомпании Olympic Airways.
Из-за финансовых трудностей в 1975 году Aertirrena прекратила работу, а принадлежащие ей Як-40 были переданы в новообразованную авиакомпанию Avio Ligure, которая была создана специально под эксплуатацию Як-40.
В 1980 году Avio Ligure закрылась. С 1981 по 1987 года оставшийся Як-40 эксплуатировала авиакомпания Cadabo (в 1987 прекратила работу); с 1987 по 1991 — авиакомпания Alinord (закрыта в 1991 году). В итоге самолёт попал в либерийскую авиакомпанию Air Liberia Trp и в 1996 году он был уничтожен на аэродроме выстрелом из гранатомёта во время гражданской войны.
ФРГ
Як-40 авиакомпании General Air
В начале 1970-х годов германская авиакомпания General Air направила предложение «Авиаэкспорту» о покупке в кредит 5 самолётов Як-40. Советский Союз, заинтересованный в продаже самолётов, согласился, но выдвинул условия сделки: предоплата 30 % и погашение кредита в течение 4-х лет с гарантией от какого-либо из ведущих банков Германии. После ряда переговоров окончательное соглашение выглядело так: предоплата 15 % от стоимости самолётов и кредит на 6 лет, в качестве гаранта выступал частный банк одного из учредителей авиакомпании. Кроме того, СССР обязывался организовать склад запчастей и провести обучение пилотов и обслуживающего персонала. 2 октября 1972 года первый Як-40 начал полёты из аэропорта Гамбурга.
Нефтяной кризис 1973 года сильно ударил по бюджету авиакомпании. Из-за неэкономичности двигателей АИ-25 доля расходов на топливо в авиакомпании выросла с 12 до 36 процентов. Плюс к этому один из самолётов (рег. D-BOBD) 19 февраля 1975 года потерпел аварию при посадке в аэропорту Саарбрюккена, после чего борт был списан. В итоге тяжёлое финансовое положение авиакомпании привело к её банкротству.
В 1975 году оставшиеся четыре самолёта были возвращены в СССР и продолжили полёты в Аэрофлоте.
Помимо Европы и Азии «Авиаэкспорт» активно продвигал самолёт и на южноамериканский рынок, где нетребовательный к развитой аэродромной инфраструктуре Як-40 мог получить неплохой спрос.
А если бы конструкторское бюро и производитель самолета могли договориться с разработчиками и производителями двигателей для ЯК -40?
Возможно, эти машины в двухдвигательном варианте до сих пор бы производились и летали по всему миру.
3. Не было бы «реформ» в сельском хозяйстве
Колхозы и частники могли бы спокойно реализовывать свою продукцию.
Но здесь есть одно но… . Лично я не сомневаюсь, что колхозы бы стали развиваться, используя различные возможности.
Например6 есть глина, колхоз открывает заводик по производству кирпича.
А про производство продуктов питания даже не стоит и говорить.
Лучше Пушкина на этот счет никто не сказал:
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
(«Евгений Онегин»)
А самое главное не было никакой перестройки, перестрелки и т д.
Еще представим:
Государство богатело. Жители страны повышали свое благосостояние, появились хорошо обеспеченные люди (миллионеры), был бы высокий потребительский спрос и т д. Экспорт рос бы.
Ничего не напоминает? Подсказка -Китай и, в частности, современная Россия!
И все это было бы в 80-е годы прошлого столетия! Ну в крайнем случае в 90-е.
Представляете какие были перспективы у нашего государства? И во многим благодаря именно командно-административной системе и смешанной (планово-рыночной) экономике.
Но не все еще потерянно…
Все это я понял, работая над своей Программой.
При этом надо отметить, что мой Проект изначально был социально направленной программой.
С одной стороны, низкая торговая наценка, которая достигается условиями работы жесткого дискаунтера. А также по словам Н. А. Кричевского «за счет обострившейся конкуренции, минимизации числа разномастных «дистрибьюторов», гарантированного увеличения продаж через собственные торговые точки, финансирования производства за счет внутренних источников снизятся или, по крайней мере, не будут расти прежними темпами розничные продовольственные.»
С другой стороны, создание новых рабочих мест
Но это не значит, что Проект не будет приносить прибыль. Программа появилась на свет в результате поиска новых способов реализации продукции. Сначала это была идея запуска торговой сети в формате жесткого дискаунтера, потом СТМ (собственная торговая марка). Развитие производства продуктов питания, повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных кооперативов и т д
Но я об этом уже писал.
А вот такой, например вопрос – а чем проект интересен такому городу как Москва?
Повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных кооперативов?
Создание рабочих мест в аграрном секторе?
А если посмотреть с другой стороны?
Что такое жизнь современного горожанина? Подъем, дорога на работу, сама работа (и очень часто больше 8 часов), дорога с работы. Иногда хочется просто добраться до квартиры и… А покушать, а если еще надо накормить семью, особенно детей. Да сейчас есть выбор -можно купить готовую еду пиццу, суши или полуфабрикаты (сосиски, пельмени). А можно заказать доставку, правда придется ждать!
А можно по-другому:
В спальных районах столицы построить здания примерно2000 кв м. (строительство займет примерно 2-3 месяца) или подобрать подходящие. Примерно половину займет торговая сеть в формате жесткого дискаунтера. Большую часть ассортимента будут составлять продукты длительного хранения и не требующие больших усилий для приготовления. Я о таких продуктах писал в «Резюме проекта». Любой человек может зайти 1- 2 раза в неделю и купить набор таких продуктов, из которых можно приготовить полноценный обед (ужин) без больших усилий. Кстати, можно организовать и доставку. Часть площади можно отдать под другую сеть, условное название «Фермер», в которой будет реализовываться продукция фермерских и крестьянских хозяйств. Еще часть под ярмарки и тд
Понятно, что производство продуктов для жесткого дискаунтера в Москве экономически не выгодно, в крайнем случае это Подмосковье. Но организация таких производств — это работа на будущее, работа на перспективу. Это работа в регионах
Но вернемся к Москве – создание производств продуктов питания даст возможность создания продуктов баз для централизованного снабжения детских садов, школ, больниц. Честно не знаю как организованно снабжение в столице, но у нас все снабжение идет через торги. Причем каждое учреждение закупает самостоятельно. И иногда привозят такое, что ….. А централизованные закупки в масштабах города даст возможность закупать более качественные продукты и отслеживать их качество.
И это все можно развивать – самое главное, что моя Программа покажет результат уже через полгода с момента запуска.
Но без административного ресурса, без господдержки реализация моей Программы невозможно.
А запуск Проекта невозможен без поддержки политической силы, только политическая сила может преодолеть барьеры на пути Программы. И соответственно поддержка Проекта увеличит поддержку партии среди населения.