Что такое неплатежеспособность?

C 1 октября 2023 г.

C 1 октября 2023 г. в Беларуси действует новый Закон в сфере банкротства, который получил название «Об урегулировании неплатежеспособности», что заявляет о новой направленности законодателя к регулированию правоотношений несостоятельности и банкротства. Изменены и подходы к определению самой неплатежеспособности, которую регулирует Закон.

В новом законодательстве (т.е. Закон + принятые в его развитие нормативные акты) уже нет неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, как нет теперь и тех самых К1, К2 и К3. А значит и неплатежеспособность определяется на основании иных факторов.

Согласно Закону (и только ему) с 1 октября 2023 г.: это финансовое состояние должника, критерием которого является «неоплатность» как неисполнение денежных обязательств, неуплата обязательных платежей и выплат в соответствии с законодательством о труде, срок которых наступил.

Таким образом, на смену К1, К2 и К3 приходит критерий "неоплатности", который формально не привязан к каким-то расчетам, хотя определяется на основании соотношения данных об обязательствах и имуществе должника, и который оценивает суд в каждом конкретном случае (где мы можем соглашаться или нет).

Под урегулированием неплатежеспособности в Законе понимается совокупность мер и процедур, применяемых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях как предупреждения несостоятельности или банкротства, обеспечения эффективной хозяйственной деятельности и восстановления платежеспособности должника, так и осуществления расчетов с его кредиторами, в том числе при ликвидации такого субъекта.

С точки зрения судебных процедур неплатежеспособность разделяется на:

  • неплатежеспособность при которой совершаются внесудебные действия по оздоровлению;
  • несостоятельность – неплатежеспособность должника, признанная решением суда о признании должника несостоятельным и введении санации (с возможным восстановлением платежеспособности);
  • банкротство – это неплатежеспособность должника, признанная решением суда, о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства (с ликвидацией без восстановления платежеспособности).
Важной новацией Закона является то, что именно должник на старте определяет, какой вид заявления или в дальнейшем процедуру он считает целесообразной - санацию или ликвидационное производство, исходя из чего и подает соответствующее заявление о несостоятельности или банкротстве с приложением плана санации или ликвидации. В то время как кредитор может подать только заявление о банкротстве.

По Закону руководитель и собственники обязаны принимать меры по предупреждению несостоятельности и банкротства, срок которых не может быть менее трех месяцев до подачи заявления должника в суд.

При этом, для некоторых организаций введено правило, что внесудебные действия (а также согласование плана ликвидации или санации) осуществляется с участием местных органов. Об этом чуть позже с учетом последних наблюдений..

Таким образом, с названием Закона заявлены и новые цели: предупреждение неплатежеспособности, ее восстановление, ну и погашение задолженности перед кредиторами.