Психообразовательные занятия при обсессивно - компульсивном расстройстве предполагают: 1) предоставление пациентам информации об обсессивно - компульсивном расстройстве и методах его лечения, речь идет о нейробихевиоральной модели данного расстройства, роли психологического и социального факторов в его генезе , терапии и реабилитации пациентов с данным расстройством; 2) картирование проблемы и выбор инструментов для ее решения; 3) оценка роли семьи и обучение членов семьи правильным коммуникациям с пациентом.
Важно обучить пациента соблюдению нескольких правил поведения при ритуалах: 1) постараться задержать ( отложить) выполнение ритуала ; 2) выполнять ритуалы в течении короткого отрезка времени; 3) попытаться дифференцировать и ранжировать ритуалы; выполнять ритуалы в замедленном темпе.
Уровень тревоги при обессивно - компульсивном расстройстве можно снизить с помощью различных техник дыхания и релаксации, поэтому обучение этим техникам должно войти в психообразовательную программу.
Необходимо дистанцировать пациента , его личность от обессивно - компульсивного расстройства ( обсессивно - компульсивное расстройство - это болезнь, а не особенность личности пациента) , тем самым как-бы предоставить пациенту возможность , освободиться от этого заболевания, как от любой другой болезни.
Обучение пациента навыкам измерения "температуры" уровня тревоги ( фобии) , а также умению контролировать время выполнения того или иного ритуала. Пациентам надо завести специальный блокнот для записи своих переживаний перед возникновением навязчивых мыслей, образов, фобий и соверешением ритуалов.
В результате психообразовательных занятий у пациента должно сформироваться убеждение, что как бы не был тяжел путь к выздоровлению, в итоге он может избавиться от обсессивно - компульсивного расстройства ( формирование реалистичного и позитивного взгляда на терапию), кроме того, необходимо избавить пациента от чувства вины за выполнение ритуалов.