Найти тему
КаспийИнфо

Астраханец первый в России овладел уникальным ремеслом: изготавливает шляпы из дерева

Кроме Павла Калинкина, в нашей стране больше никто не делает шляпы из дерева. 
Фото: из архива П. Калинкина.
Кроме Павла Калинкина, в нашей стране больше никто не делает шляпы из дерева. Фото: из архива П. Калинкина.

Апартаменты деревянных дел мастера расположены в глубине двора собственного дома. С виду – летняя веранда. На самом деле – токарная мастерская. Вот только вместо металлической стружки на полу опилки: в ход идут деревянные поленья и коряги. Из них он изготавливает оригинальные изделия.

Талант проснулся в 33 года
“Поскольку в детстве я часто болел, отец не оставлял меня дома одного, а брал с собой на работу в технический отряд пожарной охраны”, – рассказывает мастер-самоучка.

У смышленого пацана глаза разбегались при виде станков, гаек и болтов. А главное – мастеровые мужики не ворчали: “Куда ты лезешь?” Приучали к своему мастерству. Закономерно, что после окончания школы Калинкин выучился на автоэлектрика и электромонтера и пошел по стопам отца. Говорит, талант мастера по дереву проснулся у него в 2013 году, когда на просторах интернета, в YouTube, он наткнулся на видео: на токарном станке женщина точила большие деревянные чаши.

“Это было необычно, удивительно, интересно, я поймал кураж и решил испытать себя в новом деле”, – признался Павел.

Сборный “Франкенштейн”
Но одного желания было мало. И Калинкин все силы (и финансы тоже) направил на сборку станка. Три года ушло на то, чтобы соорудить свой первый агрегат буквально по частям из двух “старичков”. Кое-какие детали докупил – в итоге получился сборный несовершенный “Франкенштейн” (имя придумал сам).

Именно на нем Павел стал изготавливать первые изделия, следуя интернет-урокам. Это потом он купил профессиональный станок фирмы “JET” – удобный, функциональный, который “кушает” электричества не больше, чем утюг.

В мастерской вместо металлической стружки на полу опилки.
В мастерской вместо металлической стружки на полу опилки.

Из вяза и ясеня
В коллекции мастера много изделий из дерева: чашки, тарелки, сахарницы, салатницы, шкатулки и даже вазы диаметром в полметра. Есть свадебные сувениры, гномики, разборные ёлки типа детской пирамиды и т.д.

Исходный материал – древесина, как шутит Павел, валяется у него под ногами: прямо на улице, после санитарной обрезки деревьев. За годы работы он научился чувствовать разные породы дерева и даже понимать их характер. Например, очень удобно работать с ясенем: это твердое дерево, но при точении ведет себя как пластик. Любит работать с вязом, который не трескается и по крепости не уступает дубу.

По стопам Иохана Кроутена
Эксклюзивными изделиями Калинкина стали шляпы – обычные мужские, женские фасона “а-ля Коко Шанель”. Самая же любимая модель − ковбойская шляпа. На их изготовление его вдохновил пример шведского мастера Иохана Кроутена.

Превратить на станке огромный кусок древесины в изящный головной убор – это филигранная работа. Это, как он считает, вызов себе как токарю: тяжелое 50-килограммовое бревно превращается в изящное изделие весом не более 100 граммов. При этом толщина полей и сгибов каждой такой шляпы не более 2 миллиметров!

На изготовление одного экземпляра у мастера уходит около 15 часов. Сначала он вытачивает необходимую форму, затем сушит изделие, а уже после его шкурит, покрывает лаком.

Кроме Калинкина, в нашей стране больше никто не делает шляпы из дерева. В Европе цена подобным изделиям около 1,5 тыс. долларов за один экземпляр. Всего в коллекции астраханского мастера 12 шляп. Он их не продает. Дарит друзьям, демонстрирует на ярмарках, фестивалях. Делится секретами своего мастерства в соцсетях. А еще он учит настоящему мужскому делу мальчишек и девчонок в мастерской “Делай сам”. И радуется, когда у них глаза горят от работы в столярной мастерской.

Автор: Сергей Попов.