"Знамя чувства — любовь, знамя деятельности — служение человечеству."
Сергей Сергеевич Корсаков (1854–1900) — выдающийся русский психиатр.
На позапрошлой неделе, я получил приглашение на одно интересное мероприятие, а именно, на фестиваль «Нить Ариадны» организованный межрегиональной общественной организацией «Клуб психиатров».
Это московский фестиваль, творчества людей с особенностями психического развития, проводящийся раз в два года, он позволяет в практическом и безопасном поле осваивать передовые реабилитационные технологии и методики, совершенствуя и повышая эффективность психиатрической помощи населению.
Фестиваль проходил на разных площадках, 23-24 ноября, в музее-заповеднике «Царицыно».
А уже 25 ноября, на территории РНИМУ (Российский национальный исследовательский медицинский университет) им. Н.И. Пирогова, в помещении ЦДТИ (центр доклинических трансляционных исследований). Это уже шестой по счёту фестиваль, который начал свою жизнь в 2010 году, продолжает развиваться и расширяться. Самым масштабным стал пятый Фестиваль в 2018 году, который получил поддержку Фонда президентских грантов и объединил более 10 000 человек. В нём приняли непосредственное участие представители 43 городов из 32 регионов РФ и 19 зарубежных стран. К сожалению, в будни, четверг 23 и пятница 24, я посетить его не смог, но приехал в субботу 25 числа. В каждый из дней была большая и разнообразная программа, а в последний состоялось двенадцать мероприятий, я успел посетить всего три из них.
Первое, это методико-терапевтический мастер-класс "Инклюзивный театр как средство арт-терапии подростков и профилактика профессионального выгорания сотрудников", представленный сотрудниками ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой».
На данном мастер-классе, как раз и должен был быть продемонстрирован практический метод взаимодействия врача и пациента через творчество, как одно из дополнительных средств установления прочного контакта и доверия между ними, впрочем не только доверия пациента к врачу, но и к лечащей организации как таковой в том числе, что тоже немаловажно. Создавая тем самым, ту тонкую и доверительную душевную связь, которая позволяет пациентам почувствовать свою вовлечённость и сопричастность не только в локальное сообщество, в котором временно оказался пациент, но и к своему внутреннему восприятию психологической проблемы и её лечению. Что, в итоге, сильно влияет на эффективность не только самой терапии, но и на течение последующей реабилитации, как в стационаре, так и амбулаторно. Более того, это помогает пациентам не опасаться своей дальнейшей социализации, не боятся коммуникации с людьми и социумом вне стен лечащей организации.
Второе, это мастер-класс "Исследование и изменение Я-концепции аддикта («Я-выздоравливающее» и «Я-зависимое»), которое вели специалисты реабилитационного центра МНПЦ наркологии города Москвы, Иван Семеняк, кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории и Михаил Шилов, медицинский психолог высшей категории. Мастер-класс направлен на демонстрацию метода формирования у пациентов, страдающих зависимостью, необходимого и положительного восприятия себя и окружающего мира (в широком смысле), на пути выздоровления, через различные творческие и инклюзивные методики взаимодействия не только с врачом, но и с другими пациентами, в комплексе с квалифицированной психологической помощью и традиционными методиками лечения применяемой специалистами центра.
Третье, на которое я попал совершенно случайно, ибо проходило в той же аудитории что и второе, и я просто решил задержаться. Это тоже мастер-класс "Социокультурная реабилитация инвалидов в керамической мастерской" который провела Эльвира Царёва, специалист по комплексной реабилитации ГБУ ЦРИ "Бутово" в котором проводятся разные формы работы с реабилитантами различного уровня сохранности в гончарной мастерской. Иными словами, Эльвира работает с детьми и подростками, страдающими ДЦП, спинальники, с синдромом Дауна, с эпилепсией, аутизмом и другими детьми, имеющими особенности в физическом, или когнитивном/ ментальном развитии. Это больше был классический мастер-класс, на котором мы узнали о работе Эльвиры, особенностях и специфике связанных с её подопечными, а также сложностях, которые возникают при коммуникации с такими необычными детьми. Ещё мы лепили из глины, общались между собой, радовались тактильным ощущениям и полученным результатам.
Однако, в данном случае, я бы хотел рассказать о первом, не потому что остальные были не интересны, совсем нет, вообще, все мероприятия на этот день были в равной степени нужными и даже, в своём роде, уникальными. Второй, больше интересен с профессиональной точки зрения, в нём было больше теоретической и академической информации, статистики, а также разъяснение механизмов работы (в общих чертах) предложенной спикерами методики и мастер-класс был действительно полезен, несмотря на малую продолжительность по времени.
Честно говоря, хотелось бы пообщаться гораздо больше со всеми спикерами, ведущими и участниками, равно как и поприсутствовать на всех мероприятиях. Обязательно посещу его в следующий раз, если будет приглашение снова, искренне советую и Вам, присоединяйтесь.
Ну а сейчас, непосредственно о первом мастер-классе.
Так случилось, что, пройдя через проходную ЦДТИ, меня встретил волонтёр, впрочем, зная, как прекрасно работает Московский волонтёр, по-другому и быть не могло, кстати, отдельная благодарность волонтёрскому движению Москвы. Волонтёр препроводила меня в нужное место на первом этаже, однако, подойдя к аудитории, девушка волонтёр сказала, что до начала ещё 40 минут, и я попал на обед. После небольшой неловкой паузы, она предложила пройти в столовую и отобедать, я охотно согласился, потому как за время моего метания по рабочим моментам, несмотря на выходной, я знатно проголодался.
Я перекусил, минут за 10, безжалостно покончил с выбранными блюдами, кстати, оказавшимися очень вкусными, рулетики с морковкой были изумительны, особенно понравился морс. Отмечу прекрасную работу персонала в столовой, однозначно выше всяких похвал, о чём я и сказал непосредственно им. Затем, поблагодарив и распрощавшись, я всё же пошёл в нужную аудиторию, дабы занять более удобные места. Я открыл двери и застал перетасовку стульев и столов двумя дамами, в ходе чего они живо и весело общались между собой и другими присутствующими там людьми, всего их было четверо. Разумеется, я предложил помощь, с мебелью, но они вежливо отказались.
Я прошёл внутрь и сел по левую сторону, в аудитории уже шло живое общение между теми, кто там присутствовал, из темы разговоров и манере общения, я сделал вывод что они коллеги. Небольшое отступление, первоначально, я думал, что это какая-то волонтёрская или благотворительная организация, и ожидал совсем иного. Но истина оказалась намного более жизненной, душевной и самоотверженной. Первые намёки на это, были уже на этапе общения в которое я тоже частично включился, ну а после вступительного слова режиссёра, истина раскрылась во всём своём великолепии.
Поставленный номер носил название «Пирожок ни с чем», автор текста Евгений Клюев.
Разумеется, текст был адаптирован и превращён в сценарий. История рассказывает о пирожке без начинки, без ничего, и что остальные хлебобулочные его за это винят, осуждают, попрекают, всячески занимаются лютым абъюзом и харрасментом по данному неприглядному, с их точки зрения, поводу. Думаю, не стоит пояснять какой смысл несёт данная история, если рассматривать её с точки зрения даже не классической психологии, впрочем, и это тоже можно, в рамках последствий воздействия персонажей на главного героя рассказа, но тут скорее больше социологии или социальной психологии, и здесь, очень важно пояснить как раз-таки контекст.
Дело в том, что труппа, её формообразующий, содержательный костяк, полностью и целиком состоит из сотрудников центра Сухаревой, кстати, они называют себя «Сухарики», что совсем не соответствует их душевной широте и добросердечию этих людей. Они не сухарики, совсем нет, они скорее ясные и тёплые солнышки.
Итак, труппа была собрана, реквизит разместился на своих местах, роли были распределены, и режиссёр произнесла небольшую вступительную речь. И вот когда она озвучила основную концепцию о том, что актёры, после того как отыграют сцену, уступают место своим пациентам, и те охотно и с радостью включаются в такую игру… Я был тронут до глубины души, особенно учитывая специфику центра имени Сухаревой.
Началось настоящее театральное действо, от которого, бегали мурашки, впрочем, не только от этого, но и от смыслового посыла что несёт данная постановка! В ней, через юмор и, казалось бы, вполне себе заурядную ситуацию, которая происходит у нас в социуме, на которую мы зачастую не обращаем внимания и действуем также, в особенности по отношению к детям и подросткам, отражено явление «форматирования» обществом и окружением, личности объекта по лекалам и стереотипам которые приняты в социуме. Вообще, такое воздействие само по себе несёт сильную нагрузку на психику даже взрослого человека, чего уж говорить о детях...
На всем протяжении, были настолько яркие, живые эмоции, которые сложно передать словами, не только исходящие от актёров, но и от всех зрителей, наблюдавших за этой миниатюрой, включая, конечно же, и меня. А потом, зрители стали актёрами... Так сложилось, что и я стал им. Настолько живых и ярких эмоций я не испытывал давно, словно я вернулся в беззаботное и яркое детство на время, без необходимости думать о всех насущных, профессиональных и житейских делах. Иммерсия прошла настолько ярко и "плотно", что я сам на себе отрефлексировал силу данного метода и позитивного воздействия на свою психику в том числе, пусть и временно. Однако, более важным тут является осознание простого факта о том, насколько живительным и поддерживающим будет эффект для людей, которые находятся в конфликте с собой, социумом и не имеют ресурса поддержки в своём движении к самоидентификации в этом мире. Это поистине бесценно! БРАВО!
Хочется выразить огромную благодарность коллективу, режиссёру, актёрам и руководству Центра имени Сухаревой что поддерживают, развивают и верят в такое важное дело! Пожалуй, я даже не ошибусь, что это огромный вклад в реабилитацию, налаживание коммуникативных связей и вовлечение в ЖИЗНЬ пациентов, посредством такого замечательного инструмента как актёрская игра. Разумеется, это и поддерживает самих сотрудников, которые находят выход своим эмоциям, переживаниям, появляющимся в процессе их профессиональной деятельности, и эта «разрядка» на мой взгляд, совершенно экологична ко всем участникам.
Вообще, мне бы очень хотелось, чтобы подобную практику рассмотрели, переняли не только центры помощи детям с ментальными проблемами, но и остальные, где происходит любое лечение и реабилитация детей и подростков. На мой взгляд, вполне вероятно и возможно разработать определённую методику для данной психологической поддержки, да что там, можно вполне написать и научную работу по данной теме.
И главное, в основе такого подхода лежит именно забота, любовь и стремление облегчить участь тех, кто находится в тяжёлой ситуации, ободрить, поддержать и дать им уверенность в том, что происходящее с ними сейчас это временно и их ждут, они нужны и в них нуждаются. Не в этом ли и заключается любое предназначение помогающих профессий?
Ещё раз, искренне и от души, благодарю за ту радость и эмоции что были подарены мне как личности, и отдельно выражаю огромную благодарность за профессиональный, истинный подход к профессии.
С сердечной благодарностью и уважением к Вашему труду - спасибо!
P.S.
К сожалению, Rutube не дружит с Дзен, потому видео только в таком виде. По ссылке вы увидите замечательный номер, исполненный коллективом центра Сухаревой в первый день фестиваля.