Найти тему
Anvaver Punk

Людоеды чувствуют голод при одном взгляде на вас: «Зелёный сойлент» - 2022 год глазами 1973, многое ли сбылось?

Оглавление

Oh hi, Mark! Салют всем товарищам-любителям кинематографа, наткнувшимся на этот отзыв и скривившим уста на мемный референс в начале! Да, я кайфую от Томми Вайсо и что вы мне сделаете?

Знаете, что интересно? Наша реальность страннее фантастики. И иногда любого рода вымысел, вполне оправданно, может предвосхищать реальность. Мы можем обратиться к литературе и вспомнить, например, таких авторов, как Джордж Оруэлл с его грандиозным «1984», Герберта Уэллса с нескончаемой «Войной миров» или даже Олдоса Хаксли с его шедевральным «О дивным новым миром». Все уже предвидели будущее, чем-то похожее на то, в котором мы сейчас живём. Ту же основанную на интеллекте социальную иерархию, где конфиденциальность каждого гражданина, казалось бы, должна быть на первом месте, однако, всецело находится во власти непрекращающегося наблюдения всевидящих камер, а технологический прогресс лишь подпитывает этот конфликт интересов. Все эти авторы, как вы можете помнить, были футуристами, а их рассказы вдохновляли на создание полноценных экранизаций разной степени монументальности. Начнём, надеюсь вам понравится, но и если не понравится – это тоже вполне себе нормальное явление и я целиком и полностью уважаю ваше мнение. Приятного чтения!

soylent green no. 1
soylent green no. 1

Одной из таких картин, которая ещё более актуальна из-за совпадения года происходящих действий – становится «Зелёный сойлент» 1973 года производства, но реальность которой разворачивается в нашем 2022 году. Снятый по мотивам полного пророческих вестей научно-фантастического романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» 1966 года, написанного всем известным и горячо любимым Гарри Харрисоном, фильм Ричарда Флейшера погружает зрителей в по-настоящему зловещую обстановку. Для начала, вот вам краткий сюжет:

2022 год. Земля перенаселена, в одном только Нью-Йорке проживает более 40 миллионов человек. Загрязнение окружающей среды привело к парниковому эффекту, в результате чего исчезли большая часть водных ресурсов, животные и растительность. Дабы хоть как-то накормить людей, корпорация «Сойлент» производит некий питательный продукт в виде разноцветных брикетов. Расследование неожиданного убийства члена правления корпорации приводит полицейского детектива Торна на фабрику, где он узнаёт страшную тайну «зелёного сойлента».

Спасибо КП за сэкономленное время. В начальной сцене нам показываются разные старинные фотографии, которые наглядно объясняют, как стремительный рост механизированного производства, начиная с промышленной революции, привёл к самой настоящей экологической катастрофе. На мой взгляд, одно из лучших вступлений среди картин этого жанра. Казалось бы, простая смена фотографий, но манера, в которой подобраны все ресурсы по отношению друг к другу, неизбежно поглощают вас в процессе просмотра и погружают в полный вакуум самой настоящей антиутопии.

soylent green no. 2
soylent green no. 2

Практически вгоняя в транс музыкальным сопровождением, нас знакомят с перенаселённым Нью-Йорком, где 40 миллионов человек находятся в нескончаемой борьбе с климатическим кризисом, вызвавшим острую нехватку необходимых ресурсов: еды, воды и жилья по всему миру. Корпорация «Сойлент» производит продукты питания, которые потребляются людьми во всём мире. Еда неизвестного происхождения, которая представлена народу в двух вариантах: красный и жёлтый сойлент. Зелёный сойлент – это принципиально новый и более питательный продукт с усовершенствованным «вкусом» и загвоздка для массы в том, что из-за его популярности его не хватает. Маркетинговая часть их повестки состоит в том, что он – чудодейственная пища высокой энергии, получаемая из морского планктона. По крайней мере, в это заставляют поверить измученное, ничего не подозревающее население. И только в конце фильма раскрывается душераздирающее откровение.

soylent green no. 3
soylent green no. 3
soylent green no. 4
soylent green no. 4

Путь к шокирующей правде предстоит пройти детективу полиции Торну, который обнаруживает настоящее происхождение зелёного сойлента при расследовании дела об убийстве богатого промышленника, Симонсона, который, по совместительству, оказывается членом совета директоров корпорации. В раскрытии этой тайны Торну поможет его друг и сосед по комнате, пожилой академик Сол Рот, которого играет легендарный Эдвард Г. Робинсон. Учёный, который ещё помнит как читать и что такое книга, глаза которого загораются неподдельной юношеской искрой, когда он видит настоящее яблоко, принесённое другом.

soylent green no. 5
soylent green no. 5

Эко-антиутопическая обстановка способствует социологическому исследованию красоты, как привилегии. Привлекательные девушки являются частью продаваемой недвижимости, шикарно оборудованной кондиционерами, бесплатным электричеством, мылом, горячей и холодной водой. Особняков, кухни которых полнятся серебряными столовыми приборами, яйцами, фруктами, овощами, сладостями, алкоголем, крупами и самой редкой из них… Говядиной. Эта роскошь предназначена для одного процента людей особенной значимости, в то время, как все остальное население умирает от голода, едва ли вспоминая, какими были эти удобства.

Однако, людям даётся возможность покончить с собой, отправившись в пункты, практикующие эвтаназию. Данный процесс в фильме характеризуется словосочетанием «уйти домой». В последние минуты жизни им дают и любимую еду, и детальное кино пролетевшей жизни, такой, какой она был раньше. Со всем грандиозным колоритом природы, который молодому поколению так и не довелось испытать. Убаюканные смертным сном под ноты любимых композиций, некогда люди, теперь уже ставшие безликими трупами – утилизируются, как отходы. Великолепно поставленные сцены, очень трогательные моменты в фильме, возможно даже выбьет из вас слезу. Особенно со знанием того, что для Эдварда Г. Робинсона это была последняя роль в кино перед смертью. Что-то, вроде настоящего прощания. Действительно душераздирающе.

soylent green no. 6
soylent green no. 6

Сюжет фильма весьма соответствует эпохе, в которой он был снят. Фильмы того времени были сняты по типичная формуле всех фильмов-заговоров семидесятых годов, есть некто, случайный герой, который обнаруживает гигантский заговор из-за тесно очерченных обстоятельствами событий, и раскрывает вовлечённость в него всех институтов, политических слоёв и элит.

soylent green no. 7
soylent green no. 7

Тем не менее, печальные картины, которые абсолютно по делу рисуются нам учёными вот уже не первый год, и отражают мир, показанный в фильме. С бездомными, беспомощно ночующими на крыльце. С температурой, которая никогда не падает ниже 35 градусов. С комендантским часом, который введён, как попытка сдержать хулиганство и преступность. И с искоренением всего того, что мы до сих пор считаем само собой разумеющимся в наших домах. Грубо говоря, человечество скатывается от удобств до средств к существованию.

Здесь часто используются туманные фильтры, которые ярко погружают нас в отравленную атмосферу. А декорации парадоксально сочетаются друг с другом, создавая необъяснимый синтез убийственной рутины с полным культивированием богатой части.

soylent green no. 8
soylent green no. 8

Что ж, подводя итоги, лично для меня этот фильм записан в отдельный список. Возможно, потому что присутствует и некоторая ностальгия, ввиду того, что я смотрю его уже не в первый раз и впечатления лишь усиливаются. Да, он не самый лучший, где-то наивный, где-то смешной, где-то грубоватый, но в этом фильме, определённо, есть свой особенный шарм. Антиутопиям, на мой взгляд, сложно добиться лучшего для себя исполнения. И основа в виде детища Гарри Харрисона лишь укрепляет эти позиции. Как и особая симпатия к вдохновлённым этим кино песням (shoutout to всем нашим химическим романам). Отрывая его от сердца, советую «Зелёный сойлент» к просмотру хотя бы раз. Помимо визуальной составляющей, он может попытаться оставить у людей в головах невероятно важные тезисы о роли природы и отношения к окружающей среде. Знаете, как говорят, один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всей планеты Земля.

soylent green no. 9
soylent green no. 9

Моя личная оценка, о которой никто не просил:

8/10

5/5

Если вы дочитали – большое спасибо, я очень это ценю. Если нет – ничего страшного, это нормально, спасибо, что заглянули! Надеюсь, что не утомила вас и когда-нибудь вы ещё сюда заглянете.

Желаю вам хорошего вечера и в словах классика, на случай, если я вас больше не увижу – доброго дня, доброго вечера и доброй ночи!