Судьба дарила им звездные главные роли, после которых режиссеры почему-то переставали замечать прославившихся артистов. Это был удивительный феномен некоммерческого советского кино.
Многие артисты всю жизнь мечтают о главной роли и немногие получают такую возможность. На Западе, если актер становится звездой прогремевшего в прокате фильма, его забрасывают новыми предложениями. Режиссеры и продюсеры считают, что этот успех у зрителей надо эксплуатировать. Но в советском кино часто бывало не так. Прославившегося после какого-то фильма артиста вдруг словно бы забывали, потому что режиссеры предпочитали открывать своих звезд, а не пользоваться чужими. И после короткой славы актера буквально списывали в архив.
Так произошло с актрисой Лидией Драновской, сыгравшей главную роль в единственной комедии в карьере прославленного кинорежиссера Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Один из первых советских фильмов жанра роуд-муви был посвящен путешествию через весь СССР взбалмошной девушки-агронома Зины Соколовой в компании с капитаном-фронтовиком Лаврентьевым. Снятый в 1947 году фильм показывал послевоенную страну веселой, даже в чем-то карнавальной. Возможно, это и не понравилось главному зрителю Сталину, который, по слухам, в середине просмотра, когда герои прибыли на очередной вокзал, спросил министра кинематографии Большакова: "Это какая станция?" Никак не ожидавший такого вопроса министр неуверенно ответил: "По-моему, Новосибирск, Иосиф Виссарионович". "Ну здесь я и сойду!" - заявил Сталин, направляясь к выходу из комнаты.
После этого фильм обругали в прессе, но с проката не сняли, и он пользовался успехом у истосковавшихся по комедиям зрителей. А Драновская по какой-то неведомой причине больше на главные роли никогда не приглашалась. То ли режиссеры посчитали ее приносящей неудачи, то ли актрису не допустили в очень тесный ареопаг тогдашних женщин-кинозвезд СССР, где хозяйничали Любовь Орлова, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Людмила Целиковская и Валентина Серова. "Поезд идет на Восток" так и остался для Лидии Драновской единственным крупным проектом в карьере. Но если Драновская сыграла в не очень удачном фильме, то Владимир Коренев, к примеру, исполнил заглавную роль в культовой кинофантастике "Человек-амфибия". Его слава была такой оглушительной, что молодой артист боялся выйти из дома на улицу - девушки могли разорвать его одежду на мелкие кусочки. Казалось бы, теперь от предложений режиссеров не будет отбоя.
Но Коренева не приглашали. Следующую главную роль он получил через несколько лет на "Узбекфильме" в прошедшей третьим экраном ленте "Сыны отечества", после чего почти совсем пропал. К примеру, за все 1970-е он исполнил всего 5 ролей в кино, причем второго плана или вовсе эпизодических. Почему режиссеры не звали в свои проекты такого узнаваемого артиста? Сам Коренев объяснял это тем, что он якобы отказывался от приглашений на роли романтических красавчиков, чтобы не стать заложником одного образа. Но в итоге он и вовсе пропал с экрана. И когда в популярной ленте "Криминальный талант" 1989 года Коренев вдруг появился в маленькой роли цеховика Курикина, многие зрители удивились - им казалось, что этот актер умер, спился или ушел из профессии.
Для артиста Бориса Быстрова дебют на большом экране было более чем удачен - легендарный фильм-сказка "Волшебная лампа Аладдина", в котором он сыграл заглавную роль. Лента пользовалась оглушительным успехом, игру Быстрова отметили критики, но вновь, как и в случае с Владимиром Кореневым, особого интереса у других режиссеров молодой артист не вызвал. Последовали эпизоды, небольшие роли, фильмы-спектакли, наконец. еще одна главная роль в детском сериале о разведчиках со странным названием "Я - 11-17", после чего Борис Быстров также практически пропал с экранов. Зато он переместился за экран и стал одним из наиболее успешных мастеров дубляжа, продолжая работать в этом качестве и сегодня.
Аналогичная история была и у его коллег по озвучанию, ныне, к сожалению, покойных. Алексей Борзунов ярко блеснул еще подростком в фильме "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва", где он сыграл заглавную роль. Успех был закреплен ролью Толича в сериале "День за днем", после чего режиссеры к Борзунову почему-то полностью охладели. Он переключился на фильмы-спектакли и эпизоды, а потом с головой ушел в дубляж. Очень перспективно начал свою карьеру и актер Алесандр Котов, обретший узнаваемость благодаря сотрудничеству с мэтром телевизионного кино Вячеславом Бровкиным. Тот снял его в главной роли в деле "Динозавр" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", а потом еще и в картине "Мегрэ и человек на скамейке". И хотя артист отлично работал в Театре на Малой Бронной, больше значительных ролей в кино или на ТВ он не играл.
В этом плане показательна судьба Владимира Изотова, ставшего звездой после выхода на экраны фильма "Старший сын". Он отменно сыграл здесь Васеньку - младшего сына Сарафанова (Евгений Леонов), нервного, импульсивного, обидчивого, ревнивого. Поговаривали даже, что Изотов так отлично справился с ролью, потому что особо ничего не играл - он и сам в жизни был таким же человеком. После "Старшего сына" у Владимира были еще две главные роле в очень неудачных фильмах "Здравствуйте, я приехал!" и "Ключ", потом актер переключился на эпизоды и вовсе пропал. Уволился из родного Театра на Малой Бронной в 1991 и исчез в неизвестном направлении.
Правда, коллеги рассказывали, что видели, как Володя работает на бензозаправке, а кто-то заметил его бесцельно гуляющим по перрону в метро. Говорят, что в конце 1990-х он пытался снова трудоустроиться в театр, но авторитарный директор Илья Коган ему в этом отказал. Изотов неожиданно появился на ТВ в мае прошлого года в ток-шоу "Звезды сошлись". Объяснил свой уход из театра усталостью, рассказал, что давно нигде не работает, живет один в двухкомнатной квартире и лепит фигурки из глины. Актер признался, что существует "на подачки своих родственников, знакомых и родных". ЖКХ оплачивает его брат Алексей, а сам Изотов покупает муку и делает дрожжевые пирожки с разной недорогой начинкой. К примеру, в мае ею становятся одуванчики и крапива.