Найти тему

Почему Васенька из "Старшего сына" ест пирожки с одуванчиками

Судьба дарила им звездные главные роли, после которых режиссеры почему-то переставали замечать прославившихся артистов. Это был удивительный феномен некоммерческого советского кино.

Изольда Извицкая, Жан Кокто и Григорий Чухрай, 1950-е
Изольда Извицкая, Жан Кокто и Григорий Чухрай, 1950-е

Многие артисты всю жизнь мечтают о главной роли и немногие получают такую возможность. На Западе, если актер становится звездой прогремевшего в прокате фильма, его забрасывают новыми предложениями. Режиссеры и продюсеры считают, что этот успех у зрителей надо эксплуатировать. Но в советском кино часто бывало не так. Прославившегося после какого-то фильма артиста вдруг словно бы забывали, потому что режиссеры предпочитали открывать своих звезд, а не пользоваться чужими. И после короткой славы актера буквально списывали в архив.

Лидия Драновская и Леонид Галлис в фильме "Поезд идет на Восток", 1947
Лидия Драновская и Леонид Галлис в фильме "Поезд идет на Восток", 1947

Так произошло с актрисой Лидией Драновской, сыгравшей главную роль в единственной комедии в карьере прославленного кинорежиссера Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Один из первых советских фильмов жанра роуд-муви был посвящен путешествию через весь СССР взбалмошной девушки-агронома Зины Соколовой в компании с капитаном-фронтовиком Лаврентьевым. Снятый в 1947 году фильм показывал послевоенную страну веселой, даже в чем-то карнавальной. Возможно, это и не понравилось главному зрителю Сталину, который, по слухам, в середине просмотра, когда герои прибыли на очередной вокзал, спросил министра кинематографии Большакова: "Это какая станция?" Никак не ожидавший такого вопроса министр неуверенно ответил: "По-моему, Новосибирск, Иосиф Виссарионович". "Ну здесь я и сойду!" - заявил Сталин, направляясь к выходу из комнаты.

Владимир Коренев в фильме "Человек-амфибия", 1961
Владимир Коренев в фильме "Человек-амфибия", 1961

После этого фильм обругали в прессе, но с проката не сняли, и он пользовался успехом у истосковавшихся по комедиям зрителей. А Драновская по какой-то неведомой причине больше на главные роли никогда не приглашалась. То ли режиссеры посчитали ее приносящей неудачи, то ли актрису не допустили в очень тесный ареопаг тогдашних женщин-кинозвезд СССР, где хозяйничали Любовь Орлова, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Людмила Целиковская и Валентина Серова. "Поезд идет на Восток" так и остался для Лидии Драновской единственным крупным проектом в карьере. Но если Драновская сыграла в не очень удачном фильме, то Владимир Коренев, к примеру, исполнил заглавную роль в культовой кинофантастике "Человек-амфибия". Его слава была такой оглушительной, что молодой артист боялся выйти из дома на улицу - девушки могли разорвать его одежду на мелкие кусочки. Казалось бы, теперь от предложений режиссеров не будет отбоя.

Владимир Коренев в фильме "Криминальный талант", 1989
Владимир Коренев в фильме "Криминальный талант", 1989

Но Коренева не приглашали. Следующую главную роль он получил через несколько лет на "Узбекфильме" в прошедшей третьим экраном ленте "Сыны отечества", после чего почти совсем пропал. К примеру, за все 1970-е он исполнил всего 5 ролей в кино, причем второго плана или вовсе эпизодических. Почему режиссеры не звали в свои проекты такого узнаваемого артиста? Сам Коренев объяснял это тем, что он якобы отказывался от приглашений на роли романтических красавчиков, чтобы не стать заложником одного образа. Но в итоге он и вовсе пропал с экрана. И когда в популярной ленте "Криминальный талант" 1989 года Коренев вдруг появился в маленькой роли цеховика Курикина, многие зрители удивились - им казалось, что этот актер умер, спился или ушел из профессии.

Борис Быстров в фильме "Волшебная лампа Аладдина", 1966
Борис Быстров в фильме "Волшебная лампа Аладдина", 1966

Для артиста Бориса Быстрова дебют на большом экране было более чем удачен - легендарный фильм-сказка "Волшебная лампа Аладдина", в котором он сыграл заглавную роль. Лента пользовалась оглушительным успехом, игру Быстрова отметили критики, но вновь, как и в случае с Владимиром Кореневым, особого интереса у других режиссеров молодой артист не вызвал. Последовали эпизоды, небольшие роли, фильмы-спектакли, наконец. еще одна главная роль в детском сериале о разведчиках со странным названием "Я - 11-17", после чего Борис Быстров также практически пропал с экранов. Зато он переместился за экран и стал одним из наиболее успешных мастеров дубляжа, продолжая работать в этом качестве и сегодня.

Александр Котов в деле "Динозавр" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1972
Александр Котов в деле "Динозавр" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1972

Аналогичная история была и у его коллег по озвучанию, ныне, к сожалению, покойных. Алексей Борзунов ярко блеснул еще подростком в фильме "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва", где он сыграл заглавную роль. Успех был закреплен ролью Толича в сериале "День за днем", после чего режиссеры к Борзунову почему-то полностью охладели. Он переключился на фильмы-спектакли и эпизоды, а потом с головой ушел в дубляж. Очень перспективно начал свою карьеру и актер Алесандр Котов, обретший узнаваемость благодаря сотрудничеству с мэтром телевизионного кино Вячеславом Бровкиным. Тот снял его в главной роли в деле "Динозавр" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", а потом еще и в картине "Мегрэ и человек на скамейке". И хотя артист отлично работал в Театре на Малой Бронной, больше значительных ролей в кино или на ТВ он не играл.

Владимир Изотов и Светлана Крючкова в фильме "Старший сын", 1976
Владимир Изотов и Светлана Крючкова в фильме "Старший сын", 1976

В этом плане показательна судьба Владимира Изотова, ставшего звездой после выхода на экраны фильма "Старший сын". Он отменно сыграл здесь Васеньку - младшего сына Сарафанова (Евгений Леонов), нервного, импульсивного, обидчивого, ревнивого. Поговаривали даже, что Изотов так отлично справился с ролью, потому что особо ничего не играл - он и сам в жизни был таким же человеком. После "Старшего сына" у Владимира были еще две главные роле в очень неудачных фильмах "Здравствуйте, я приехал!" и "Ключ", потом актер переключился на эпизоды и вовсе пропал. Уволился из родного Театра на Малой Бронной в 1991 и исчез в неизвестном направлении.

Владимир Изотов, 2022
Владимир Изотов, 2022

Правда, коллеги рассказывали, что видели, как Володя работает на бензозаправке, а кто-то заметил его бесцельно гуляющим по перрону в метро. Говорят, что в конце 1990-х он пытался снова трудоустроиться в театр, но авторитарный директор Илья Коган ему в этом отказал. Изотов неожиданно появился на ТВ в мае прошлого года в ток-шоу "Звезды сошлись". Объяснил свой уход из театра усталостью, рассказал, что давно нигде не работает, живет один в двухкомнатной квартире и лепит фигурки из глины. Актер признался, что существует "на подачки своих родственников, знакомых и родных". ЖКХ оплачивает его брат Алексей, а сам Изотов покупает муку и делает дрожжевые пирожки с разной недорогой начинкой. К примеру, в мае ею становятся одуванчики и крапива.