Как в ноябре позагорать на дне древнего океана

Просто небольшое описание воскресной горной вылазки в горы ташкентской области

Горка Кумбель со склонов Мраморной речки. Ноябрь. Фото автора

Был такой единый древний океан - Тетис , сотни миллионов лет назад - когда суша молодой Земли была представлена единым здоровенным континентом и несколькими кусками поменьше.

Потом суша раскололась на отдельные куски, которые сначала разбежались по шарику, а потом начали снова смыкаться, окружая океан и постепенно превращая его во все более уменьшающееся внутреннее море , и где-то миллионов 60-70 лет назад Тетис превратился в Паратетис, плескавшийся между нынешними Западной Европой, Уралом и Афганистаном..

Вклинившаяся с юга Индия продолжала напирать на плиту Евразии, из-за чего земные впуклости (я не геолог, мне можно) начали сменяться выпуклостями - Гималаями ; Гималаи давили на север, формируя Памир, а тот, в свою очередь, Западный Тянь-Шань ; а где поднимались горы, там Паратетис отступал все дальше и дальше на северо-запад, разбиваясь на отдельные водоемы, а его былое дно вздымалось к небесам.

Сейчас-то от Тетиса остались только лужи Черного моря, Каспия и Арала, а миллионов 15-10 назад, а может и позже, на территории нынешнего Узбекистана еще плескалось выделившееся из Паратетиса Туранское (или Сарматское) море, из которого постепенно поднимались хребты Тянь-Шаня.

Ну как-то так, это я по памяти, мог и немного напутать с датами, неважно...

В общем, в кое-то веки у меня в прощедшее воскресенье выдался свободный денек, и решил я немного поразмять ноги, погулять по дну древнего Тетиса - для чего пришлось ехать в горы, а не спускаться на батискафе.

Бричмулла. Вид с другого берега водохранилища. Фото автора

Для тех, кто в описываемых краях не был - будем отталкиваться от песенки, кажется, Никитиных, про Бричмуллу :

... А чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою ...

Вот, ежели провести прямую линию от оной Бричмуллы к Ташкенту, то Чимган (по-узбекски- Чимён) - это горка высотой 3309 м и ее окрестности, километрах (по прямой) в 20-25 от Бричмуллы и 75 - от Ташкента, старое горнолыжное урочище, место отдыха ташкентцев ; а сама гора хорошо видна из города.

На горизонте - гора Чимган,со склонов которого стекает Бельдерсай - его русло в правой части кадра. Фото автора

В 7км от Чимгана - гора Кумбель, на которой еще в 80-е сооружена кресельная канатка и горнолыжная трасса, названные, по соседней горной речке (саю) Бельдерсаем, а чуть дальше - уже новый (2020 г, вроде бы) горнолыжный курорт Амирсай - но это все вдоль автомобильных дорог.

А ежели углубиться подальше от дорог, по тропам - то в верховьях стекающего с отрогов Чимгана Бельдерсая есть два перевала - Чет-Кумбель и Урта-Кумбель.

ПУрта-Кумбель. Фото автора

На Урта-Кумбеле растет древняя арча, под которой, говорят, еще Чингиз-хан сиживал, и этот перевал - перекресток древних троп, которым, наверное уже 10-15 тыщ лет - во всяком случае, так оценивают возраст петроглифов на плато Тахтаджайляу, на которое поднимается одна из этих троп , ведущая к плато Палатхан.

Арча на Урта-Кумбеле, под которой, по преданию, еще Чингиз-хан сиживал. Фото автора

Палатхан имеет отвесные стены, и пройти на него можно лишь через узкий проход, который удобно оборонять - а посему , если верить местным легендам, спокон веку на Палатхане укрывались гонимые : то якобы местное население загоняло туда скот и целый год успешно оборонялось при нашествии монголов, то местные принцессы, спасаясь от пришлых завоевателей, исчезали в пещерах Палатхана, а ныне выходят из них по ночам и жалобно поют, заманивая путников на его обрывы.

Бельдерсай в среднем течении, май. Фото автора.

Другая древняя тропа, идущая через Урта-Кумбель, начинается далеко на юге, где-то в районе Ахангарана, пересекает Беркату и Нурекату, и, спустившись к Бельдерсаю, поднимается на Чет-Кумбель, а с него через Мраморную речку выходит к дороге Ташкент-Чимган.

Вид с Чет-Кумбеля. Дальнее "седло"- перевал Урта-Кумбель. Фото автора

Вот на эту Мраморную речку мы и выбрались на воскресенье.

Сначала доехали от ст. метро М. Горького(сейчас, впрочем, она именуется Буюк Ипак Ийли - Великий шелковый путь) на маршрутке до городка Газалкента, а там наняли таксиста подбросить до Бельдерсая, с обязательством через 8 часов забрать нас обратно.

Как приехали на место (автостоянка перед бельдерскайской канаткой) - так и первая неприятность : нас просто не пропустили на сай. Типа - "частное строительство, проход запрещен".

Капитализм, че...

Кто-то скупил территорию старой, еще советской , горнолыжной трассы и начал там строительство новой канатки. Вот только права перекрывать путникам весь район у этого буржуя точно нет, так что придется писать ябеду в надзозорные органы, чтоб осадили зарвавшихся дельцов.

Кресельная канатка Бельдерсая, июнь 2020. Снимок исторический - эту канатку сейчас снесли. А за известняковыми скалами в правой части кадра - Мраморная речка. Фото автора.

Но тогда времени на ругань не было, световой день короткий - мы плюнули и пошли в обход - отойдя от блок-поста, чтоб с него видно не было, полезли прямо на крутой склон, без тропы, обходя бывший пионерлагерь им. В. Комарова.

Зато нашлись интересные места - склон там порос густым арчовым лесом, а подмокший от последних дождей грунт хорошо держал подошвы, позволяя подъем по склонам, с которых летом , посуху, скорее можно было бы лишь скатиться, ободравшись до ушей.

Подъем в лоб по склону. Взгляд назад. Фото автора

Часика через полтора, изрядно попыхтев, наконец пробились через заросли и вышли на идущую поверх отрога набитую тропу, начало которой нам перекрыли снизу, и пошли дальше.

План у меня был - пройтись повыше и исследовать живописную тропку, которую я заприметил весной, но не успел тогда обследовать, и если получится, обогнуть по этой тропе следующий отрог, выйти на южный, солнечный, склон, а там уж позагорать.

Северный склон,, о котором речь в тексте - тут начиналась тропа. Фото автора

Но не поучилось : тропку эту я нашел, но она оказалась типичной лошадиной тропой (летом лошадей тут на свободный выпас пускают) : какое-то время такая тропа идет и выглядит очень удобной, а потом разбивается на множество расходящихся и исчезающих тропок...

Короче, оказались мы в конце концов в каких-то зарослях, без тропы и на крутом склоне.

Вот так искомая тропка выглядела в мае . Фото автора
Ноябрь. Была тропа- и нет ее. Фото автора

Склон северный, закрытый от солнца, уже сильно припорошен снегом.

Мучить спутницу я не хотел, поэтому решили мы сменить направление, и пошли к обширному лугу над Мраморной речкой, открытому солнцу.

Вот тут можно и позагорать. Фото автора

В конце концов, главной-то целью вылазки было прощальное загорание , пока погода позволяла - последний раз перед зимой на солнышке поваляться.

26 ноября 25 градусов тепла и в Ташкенте не так уж часто случается.

Ноябрьский солярий. Фото автора

План удалось осуществить успешно : морды обгорели, воздухом подышали, в грязи вывалились , и по результату ноги отваливались - в общем, прилично , как полагается, отдохнули - и благополучно вернулись обратно в город.

Жалко только, что грибов так и не собрали, была и такая цель - но, видимо, немножко запоздали с этим.

Мне только один гриб попался.

Фото автора

Да, чуть не забыл - про Тетис этот самый...

Мраморный ручей на Мраморной речке. Фото автора

Речка потому и называется Мраморной, что ее окрестности - дно древнего моря, и подстилающие скалы здесь сложены их известняка и мрамора, а под ногами в траве валяются древние раковины, которые как-то странно выглядят на высоте под 2000 м

Остатки Тетиса на Мраморной речке. Фото автора

Вот такая связь времен...

------

PS Фото с этой речки и ее окрестностей перемешаны - есть и с описанной вылазки, есть и и с прежних - зимних, весенних и летних.

PPS Страдания дам во время подобных горных вылазок хорошо компенсируются последующими посиделками в ресторанчике с жареной форелью и белым вином...