Что меняется с 1 декабря 2023 в маркировке молочки и воды в общепите

Заведения общепита закупают молочку и упакованную воду не только для продажи, но и чтобы готовить блюда и напитки. С 1 декабря 2023 года меняется порядок работы с этими продуктами — нужно принимать их через ЭДО и правильно выводить из оборота. Рассказываем, как подготовиться к изменениям, чтобы не нарушить закон.

Заведения общепита закупают молочку и упакованную воду не только для продажи, но и чтобы готовить блюда и напитки.

Зачем нужна маркировка

Маркировка помогает бороться с контрафактом. Производители, импортеры, оптовики, общепит, розница должны отчитываться в систему мониторинга Честный знак о переходе права собственности на товар и его выводе из оборота. С помощью этой системы государство может проследить путь продукта от момента производства до конечного потребителя.

Какую молочку маркируют:

Заведения общепита закупают молочку и упакованную воду не только для продажи, но и чтобы готовить блюда и напитки.-2

Какую воду маркируют:

*В том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.
*В том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.

Что изменится с 1 декабря 2023 года

Производители, поставщики и розница уже сообщают о приемке и выводе воды и молочки в Честный знак. Общепит, который продает гостям молоко и воду в потребительской упаковке, тоже знаком с маркировкой. Об этом мы подробнее рассказали в отдельном ролике.

С 1 декабря 2023 года работать с маркировкой начнут кафе, бары и рестораны, которые закупают воду и молочку для своих нужд, а не на продажу.

Как начать работать с маркировкой

Шаг 1. Проверьте, существует ли ваша компания в Честном знаке. Если еще нет, зарегистрируйтесь с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП). Зарегистрироваться нужно на сайте Честного знака или в Контур.Маркете по инструкции.

Шаг 2. Заключите договор с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это не зависит от того, где именно вы встали на учет — на сайте Честного знака или в Контур.Маркете.

Шаг 3. Заключите договор с оператором ЭДО, если у вас его еще нет. У Контур.Маркета есть решение для работы с маркировкой с возможностью пользоваться ЭДО с помощью Контур.Диадок.

Всё — теперь вы готовы принимать документы от поставщика.

С каждой новой партией поставщик отправляет вам электронную накладную — универсальный передаточный документ. Вы подписываете УПД в течение трех дней и тем самым подтверждаете приемку.

Последний обязательный пункт работы с маркировкой — вывод из оборота. Когда молочку и воду продают в потребительской упаковке, ее выводят из оборота через кассу, автоматически. Но закупка для нужд кафе — другой случай. Касса не применяется, но выводить коды все равно надо. Поэтому не позднее трех дней после вывода товара из оборота предприятие должно сообщить об этом контролирующим органам через личный кабинет Честного знака.

В Контур.Маркете всё гораздо проще — можно выводить товары из оборота в одном окне прямо при приемке. Для этого в полученной накладной отметьте маркированные товары, которые хотите вывести из оборота — достаточно передвинуть ползунок в столбце «Вывести».

Заведения общепита закупают молочку и упакованную воду не только для продажи, но и чтобы готовить блюда и напитки.-4

Маркет создаст акт списания с причиной вывода — «использование для собственных нужд» — и отправит этот акт в Честный знак.

До 2025 года сведения о маркированной молочке и воде можно передавать в виде объемно-сортового учета, он же ОСУ. Разрешено сообщать в документации только количество продукции и общий код, а не индивидуальные коды каждой упаковки. В 2025 году обязательным станет учет по экземплярам.

Правила маркировки часто обновляются — следите за новостями в журнале Контур.Маркета, подписывайтесь на наш канал на YouTube и соцсети, мы будем держать вас в курсе.