141 подписчик

«Сказка сказок» (1979): мультфильм о нас и не только

картинка с Яндекс картинок
картинка с Яндекс картинок

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.

Юрий Норштейн
Юрий Норштейн

Воспоминания режиссера.

«Фильм делается не сценарием, не режиссерской разработкой, не хорошим рисованием, — он делается обстоятельствами и памятью. Ты несешь в себе каждое мгновение».

Кто ж не знает эту колыбельную? Сразу вспоминаем детство, маму, поем ее своим детям, внукам. Для Юрия Норштейна она оказалась началом его воспоминаний детства как хорошими, так и не очень. Смею предположить, что этот мультфильм – некая исповедь автора, видение самого себя в разный период времени.

Я предполагаю, что сцена, где солдаты возвращаются с войны домой – это отсыл не к самой войне, а к тому, что у войны разное «лицо», в том числе «лицо» детей войны. Это воспоминание прошлого самого автора. Его год рождения 1941.

При этом автор дает понять, что среди искалеченных судеб есть островок детства каждого из героев, каждого из нас.

Людмила Петрушевская
Людмила Петрушевская

Воспоминания сценариста.

Когда прозаик Людмила Петрушевская стала мамой, возможно пела эту колыбельную своему малышу. Из-за войны она, примерно с пяти лет, была беспризорником. Воспоминания детства состояли из ночлега в доме офицеров; из еды (зачастую картофельная кожура); песен, которые пела, прося милостыню… «Волчок» ей был близок как никогда. Поэтому она с удовольствием приступила к работе над сценарием. В ленту была включена сцена, где Волчок кушает картошку, запеченную в углях костра.

«Наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье — это каждый мирный день. Каждый», — писал Норштейн о своем и Петрушевском военном детстве.

Все это сподвигло мастера на создание второго своего шедевра, после «Ежика в тумане» - мультфильм «Сказка сказок». Только в отличие от колыбельной, Волчок в сказке – наблюдатель, а не просто лесное животное – страшилка для ребенка. Начало более чем понятно: мама укладывает малыша спать и поет ему колыбельную.

А вот дальше зрителя ждет сказочный мир, мир грез, творцов. Мир, в котором взрослеет ребенок, и, как взрослея, он проходит через ряд жизненных ситуаций. Мы видим, как бы прошлое (в виде воспоминаний), настоящее и будущее. В конце ленты «герой» становится творцом, через страдания и переживания. Это приводит к свободе творчества, и герой в реальности становиться режиссером с мировым призванием.

Волчок, мне кажется, добрый, оберегает, хочет донести до зрителя, что не надо бояться жизни. Он живет в каждом доме, где вырос ребенок, даже в том, который уже стал старым и заброшенным. Кто верит в домовых? Скажите, разве это не он?

картинка с Яндекс картинок
картинка с Яндекс картинок

Почему «Сказка сказок»?

Первый вариант названия мультфильма «Придет серенький волчок» был заменен на «Сказку сказок». За образец взяли стихотворение Назыма Хикмета «Песня песни»: каждое воспоминание в виде метафоры, в конце все приходит к простому жизненному «Живем».

Норштейн немного позаимствовал из библейского сюжета. В ленте есть не только волк рядом с младенцем, но и мул. Ю.Норштейн:

«Мой рисунок - смесь реальности, вымысла и Библейского Завета. Собственно, как и фильм». «Только ... младенец не Христос, Франческа не Мария, а я, тем более, не Иосиф», «Но в том и сила библейских сюжетов, что мы своим бытием прочитываем страницы Книги книг».

Все это сделало мультфильм сложным по структуре, так как возникает ощущение не взаимосвязанных моментов, сцен. У мультфильма нет линейного повествования.

Сказочный мир как бы в реальном, а реальный в сказочном. Рукопись является проводником в эти миры, как нора для «Алисы в стране чудес». Благодаря таким вот «перепрыгиваниям» во времени и месте: то это город, кишащий современными машинами, то деревня; то это довоенное время, то военное. И поезд, как уходящее мгновение жизни, хоть тогда, хоть сейчас.

Интересные факты.

Цензоры того времени не сразу разрешили мультфильм «Сказка сказок» смотреть широкой аудитории, так как не поняли его глубокий смысл. Но позже присудили Государственную премию СССР и допустили к прокату.

В отличие от «Ежика в тумане», которому приписывали разные отсылки к творчеству художников, на создание образов в «Сказке сказок» авторы вдохновлялись графикой Пикассо, поэзией Лорки и Хикмета.

«Сказка сказок» - второе место мирового проката мультипликационных фильмов после «Ежика в тумане».

Мировое признание и первое место у мультфильма «Ежик в тумане», а предпочтение автора мультфильм «Сказка сказок».

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. Воспоминания режиссера.-5

Такие пронзительные глаза у Волчка. У них есть прототип из реальной жизни. Ю. Норштейн, когда был в гостях, увидел фотографию, а на ней «эти глаза». Это были глаза котенка, которого спасли. Его хотели утопить, привязав булыжник. Глаза выражали массу чувств: страх и отчаяние, огонь жизни.

Ребенок у груди – это воспоминание о тете автора, у которой в 1945 году умер ребенок и она мучилась от того, что молока много, а кормить некого. Сильное воспоминание.

Мальчуган, который грезит, что кормит ворон яблоком, сидя с ними на ветке. Он ребенок, он еще не испорчен своей семьей. Но пришло время, и он стал таким же, как папа выпивоха и недовольная мать. Вырастая, мы становимся обычными «человеками».

Не согласна с тем, что фильм понятен не только взрослым, но и детям. Мультфильм «Сказка сказок» не оставит равнодушным те поколения, которые прошли войну, выросли во время войны, были лишены детства в ранние годы.

Очень интересный тандем сказки и философии. Мультфильм «Сказка сказок» призывает ценить каждым миг жизни, ибо жизнь коротка и прошлое не вернуть. Думаю, это сложно принять многим взрослым, а уж тем более понять маленькому зрителю. Разве что…ребенок увидит то знакомое, что есть в его жизни.

Норштейн утверждает, что только тот, кто по-настоящему понимает психологию детей, и может создавать детские фильмы.

Интересное о "Ежике в тумане". Как создавался образ "Ежика в тумане".