В настоящее время мы привыкли к спецэффектам, а в далеком 1975 году были только пленка (не цифра), свет. И не монитор с процессором, а бумага и разные техники рисования.
Использовались съемки как анимационные, так и реальные, с настоящими предметами: таз с водой (Филин хулиганит лапой), при этом листья в воде нарисованные; настоящий лист, закрепленный на проволоке, падает на Ежика. Для объединения изображений листа и Ежика распечатали лист покадрово и сложили позитив и негатив. Для съемки мотыльков использовали очень мягкий свет, на границе которого начиналась мягкая тень и мотыльки плавно исчезали. Вот она, русская смекалка.
Чудеса обычной кальки.
Туман – это самая главная изобразительная «фишка» мультика. Является драматургией в ленте, одним из ее героев.
Лучше, чем сам автор, мне не написать.
«Однажды я читал лекцию в Америке перед сотней мультипликаторов, художников, специалистов по компьютерной графике. Мне задавали вопросы и неизбежно добрались до тумана. Я положил фигурку Ежика на белый фон, а на него — тончайшую кальку. Она почти прозрачная, и, когда лежит прямо на картинке, ее не заметно. Приподнимаешь — и фигурку видно хуже. Проекция шла на экран. Как только на глазах этих людей ёжик расплылся в тумане, они были в шоке. Я несколько раз опускал и поднимал кальку на бис...».
Туман: при чем тут и древние китайцы.
Рыба сделана из полупрозрачной пленки, ее детали соединили шарнирами. Эту технику миру подарили древне китайские кукольные театры. Только у них еще использовались тонкие трости в конструкции для управления куклой актером.
Создание тумана Ю. Норштейн подглядел так же у древних китайцев. У них был марионеточный театр, который использовал правильное соотношение света и тени на объект. Так был создан авторский станок.
Создание Ежика на авторском станке.
Без оператора Александра Жуковского мультфильм «Ежик в тумане» не получился бы таким эксклюзивным. Он создал авторский съемочный станок: система, состоящая из подвижной камеры и стекл, которые покрывались пылью естественным путем (так получился «туман») и находились на разном уровне относительно друг друга (на разных ярусах были нужные силуэты).
Когда Ежик кладет листик на землю, он (Ежик) скрывается в тумане. Для этого стекло с героем медленно переместили в глубину кадра.
Дерево – это «мозаика» из разных частей, которые находились на разных стеклах и разных уровнях. А собирала эту мозаику камера с разных ракурсов. Движение вращения создавалось таким образом, чтобы стекло со стволом было не подвижно, а с ветками вращалось.
Тайны авторского образа
Ежик и Медвежонок – это плоские марионетки. А придумала их художник Франческа Ярбусова Находки Норштейна стали настоящим техническим прорывом. Все мелкие детали так же создавались отдельно. Иголки выделяются тем, что были прорисованы акварелью и белилами.
Мелкие детали — глазки, лапки, узелок крепились отдельно.
Зачем Ежику секундомер.
Нарисованный Филин отражался в луже, а воду снимали настоящую. Секундомер понадобился для того, чтобы при совмещении отражения нарисованных движений (спроецированных на лужу) совпадали с отдельно снятой лапой в воде. Филина двигали покадрово, учитывая соответствие с его отражением.
Я думаю, что автор не зря поделился секретами создания мультфильма «Ежик в тумане» (1975). После выхода ленты, мировое сообщество аниматоров, художников, постановщиков не только восхищались находками создателей Ежика, но и брали их на вооружение в своих творческих работах.
Во время пика популярности мультфильма «Ежик в тумане» все интересовались как был создан этот фильм.
Для некоторых зрителей лента оказалась загадкой, для кого-то ужасом, для других просто детским фильмом. Но есть и те, кто его не понял. Такое тоже бывает.
Узнаваемый стиль создания мультипликационных фильмов Ю. Норштейна можно увидеть в «Сказке сказок» (1979). Автобиографичность, искренность, схожесть истории с жизнями многих людей того поколения – все это не оставляет равнодушным никого и в наши дни. Сейчас также появились дети войны.