141 подписчик

«Ежик в тумане» и «Сказка сказок»: неповторимый почерк мультипликатора Ю. Норштейна

картинка с Яндекс картинок
картинка с Яндекс картинок

Юрий Норштейн, режиссер – мультипликатор, утверждает, что только тот, кто по-настоящему понимает психологию детей, и может создавать детские фильмы.

Сказки для детей и взрослых.

В мультфильме, как и в сказке есть положительные – отрицательные герои, главные и не очень. Ключевое: детское наивное мышление. Посмотрите на Ежика, когда он попадает в туман. Он ведет себя, как ребенок.

картинка с сайта foto-ram.ru
картинка с сайта foto-ram.ru

Любопытство. И он уже спускается в туман.

Огромное дерево. И он зачарованный смотрит вверх.

Неожиданно пролетела летучая мышь (он ее ни разу не видел). И вот он, ступор по - детски.

Светлячки. Кто это так мельтешит? Ежику стало интересно.

Слон? Слон в тумане? Ежик вообразил, кто так может невидимый дышать.

Он же маленький почемучка! От того и задается вопросом: лошадь во сне не утонет в тумане? А в конце приключений искренне переживает за нее.

Юрий Норштейн, режиссер – мультипликатор, утверждает, что только тот, кто по-настоящему понимает психологию детей, и может создавать детские фильмы. Сказки для детей и взрослых.-3

Так Норштейн, как аниматор, создавал сказку о самом ребенке, используя метафоры и героев - животных. Он применяет переплетение: литературы и мифов, сказок и философии. Его герои зачастую имеют прототипов из жизни, у них есть своя душа, эмоции, размышления.

картинка с Яндекс картинок
картинка с Яндекс картинок

Даже полуразвалившийся дом в «Сказке сказок» - это дом Юрия Норштейна. Прототип есть даже у неодушевленного предмета, который стал одушевленным благодаря автору.

А прототип для Волчка – это домовой. Наверно поэтому мультфильмы, созданные Норштейном – Ярбусовой интересны не только детям, но и взрослым.

Франческа Ярбусова
Франческа Ярбусова

Франческа Ярбусова (художник – мультипликатор):

«Сказка позволяет нам общаться с живым миром на равных. Можно поговорить с яблонькой или разглядеть на листе кувшинки изумительной красоты лягушку-царевну с золотистыми глазами и продолговатыми зрачками… Вообще многое из того, что я пережила в детстве, совпадает с тем, что было у Юры».

Все время задаюсь вопросом: люди, куда вы все спешите, копошитесь, ждете чудо? Оглянитесь, оно вокруг вас. Некоторые вещи не замечаем, а на самом деле они являются чудом в нашей жизни. Существуют разные средства выражения.

Уметь рисовать – найти соотношения внутри изображения.

«Высшее мастерство - это неумение нарисовать. Высшее мастерство - найти эти соотношения внутри изображения, чтобы дать сверхчувственную сторону кинокадра. А это относится не к области хорошего рисования…» Норштейн.

Так в «Ежике» Ярбусова рисовала левой рукой, что бы герои были больше похожи на рисунок ребенка. Нет стремления рисовать профессионально, есть стремление рисовать доходчиво для зрителя, передать эмоции.

А в «Волчке» рисовали не осенний пейзаж, а приметы осени: листья пожухло-желтые, унылые цветки золотых шаров, в доме корзинка с картошкой или проросший картофель в руках «Волчка». По соседству нарисованный бык в стиле Пикассо.

Военная часть мультфильма в «Волчке» выражена танцем и включением «Утомленное солнце» в исполнении Леонида Утесова. А времена дореволюционной России выражены с использованием классической музыки, такой как: Иоганн Себастьян Бах (прелюдия и фуга № 8 ми-бемоль минор из первого тома ХТК).

Повествование «Сказки сказок» периодически возвращается к миру творчества, кто-то в этом видит мир мертвых: рыба в небе, ученный кот, Пушкин; Овидий, которого никак не посетит муза.

Изображая жизнь на том свете, чувствуется существование вне времени и пространства. И именно там – воспоминания о прошлом; детали, которые помнит Юрий Норштейн и у них есть реальные прототипы. Хоть женщина возле корыта, хоть рыбак уходящий за уловом.

Ю.Норштейн и А. Тарковский.

Норштейн делает отсылки к творчеству Тарковского, к кино в частности. Так в «Ежике» много параллели с фильмом «Солярис»: начало фильма=начало мультфильма.

В «Сказке сказок» - фильм «Зеркало». Нелинейность повествования, зацикленность на событиях прошлого хаотичны, так как вырваны из забвения. Все это изображено в виде хроники.

Стремление живого к смерти, чтобы возродиться.

Тема смерти раскрыта в «Ежике», как путешествие по загробному миру (то есть туман), а в «Сказке»: рождение ребенка, ему дана – жизнь, и тут же гибель солдат, к ним «пришла» - смерть. Яблоко символизирует вечность бытия, потому мы видим яблоки красной линией через всю ленту.

Для Норштейна и жизнь и смерть – оба чуда. Они как Солнце и Луна, которые вечно бегут в разные стороны. Мультипликация – это огромный ресурс для творчества, философии и возможности поделиться с миром своими мыслями.

"Ежик в тумане", "Интересное о Ежике", "Как создавался образ Ежика", "Сказка сказок".