1K подписчиков

Фильм "Наполеон" Ридли Скотта - история любви императора

242 прочитали
В зарубежный прокат вышла историческая драма "Наполеон" Ридли Скотта. Дорогостоящий проект стриминга Apple удостоился большого внимания кинотеатров.

В зарубежный прокат вышла историческая драма "Наполеон" Ридли Скотта. Дорогостоящий проект стриминга Apple удостоился большого внимания кинотеатров. Далее расскажем о том, что у режиссера получилось, а что - нет.

За прошедшие десятилетия в кино и на телеэкранах появлялись десятки экранизаций про Наполеона. Некоторые были посвящены одной конкретной битве или отрезку кампании, другие - срезу биографии со скачками по разным ее этапам в сюжете.

Для европейцев одним из самых заметных проектов на эту тему за последние годы был мини-сериал с Кристианом Клавье, у которого, кстати, неплохо получилось сыграть такую роль. Хотя сам сериал имел привычные ограничения формата, а некоторые персонажи вокруг Наполеона вышли карикатурными.

Ридли Скотт взялся за "Наполеона" сразу после "Последней дуэли", которая в прокате практически провалилась, из-за чего режиссер вновь поругал кинокомиксы. Он планировал поработать повторно с Хоакином Фениксом после "Гладиатора", а также опять - с Джоди Комер.

Феникс впечатлил Скотта своим "Джокером", и он отказался от альтернативного кандидата на главную роль. Джоди была занята, поэтому ее роль Жозефины отдали Ванессе Кирби, и та не очень справилась. Уверены, что у Джоди получилось бы лучше.

Фильм "Наполеон" финансировал стриминг Apple. Это был его флагманский проект на 2023-й год. Стоимость съемки обошлась в 200 млн. долл. США. По некоторым оценкам, - несколько ниже, но, в любом случае, это - мизерная по меркам расходов стриминга на новый контент в год сумма.

Экономисты в Америке шутят, что провал "Наполеона" в прокате равносилен пролитой чашке кофе для простого человека. Однако компания пытается сделать привлекательнее бренд и привлечь подписчиков на фоне низкой доли рынка в сравнении с Disney+ и Netflix, а кинопрокат открыл дополнительные ручейки доходов, недоступные для онлайн-премьер.

За все время проката картине нужно собрать 500 миллионов долларов для безубыточности примерно до Нового Года, когда выйдут следующие громкие премьеры, но пока на ее счету - менее 100.

Итак, Ридли Скотт начинает свой фильм с подвигов Наполеона при осаде Тулона. Брат проталкивает полководца к новым должностям, и талантливый военачальник придумывает, как снять британскую блокаду с портового города. Пожалуй, это - одна из лучших битв в картине, потому что Ридли Скотт не покромсал ее при монтаже, чтобы уложиться в жесткий хронометраж в 157 минут.

Все здесь детализировано, позволяя Скотту получить хотя бы 10 минут, чтобы показать, как он красиво умеет делать батальные сцены в любой эпохе человеческой истории. К примеру, французские ополченцы собирают на побережье старые пушки, чтобы переплавить их в мортиры против бастионных укреплений. За считанные мгновения режиссер находит возможность показать разные этапы осады и сам ночной брутальный штурм, после которого захватчики разворачивают орудия крепости и уничтожают стоящий в гавани британский флот - редкий кадр с кораблями для всего фильма, упрямо игнорирующего легендарные морские баталии той эпохи.

Далее сюжет продолжает прыгать по эпизодам биографии Наполеона: поражение эпохи террора Робеспьера во Франции, расстрел бунтовщиков-роялистов в Париже, кампания в Египте и необычайно долгое изучение мумии фараона, захват французской власти и императорская коронация, победа при Аустерлице, российская кампания и посещение Москвы, ссылка и возвращение к сражению при Ватерлоо.

Всего 6 сражений Ридли Скотт отобрал для показа в картине, что невероятно мало и расстроило европейских зрителей. Аустерлиц становится экватором, до которого включительно режиссер демонстрирует красоты пары батальных эпизодов, хитрые тактические маневры, большое количество артистов массовых цен и умело отображает особенности войны той эпохи - победителя выбирала грамотно расположенная и более дальнобойная артиллерия, кавалерия производила шокирующие атаки с флангов против пеших солдат, но при условии внезапности, а пехота выигрывала время обоим.

Наполеон показан в картине гением тактики. Он заманивает русско-австрийские войска на лед, а затем разбивает его ядрами, поджигает английские суда калеными воспламеняющимися снарядами, прячет свои подразделения в засадах, использует сигнальную систему связи в сражениях, имитирует слабые места в боевой линии, чтобы заманить противников. Исторические консультанты Ридли Скотта, отвечавшие за такие моменты, получали зарплату не зря.

В этой связи, печально, что российская кампания у режиссера не удостоилась внимания. Сражение при Бородино длится 20 секунд, как и египетское у пирамид, а, на наш взгляд, экранизация биографии Наполеона без масштабных сражений сразу теряет очки впечатлений, ведь завоевания были для него не только захватом территорий, но и способом впечатлить свою возлюбленную.

Центральное место в фильме занимает не война, а семейная жизнь Наполеона. Он влюблен в Жозефину с первого взгляда, но она не может иметь детей, а ему нужен наследник. Он продолжает ее любить даже после развода и дипломатического брака по расчету с родственницей соседнего монарха, и в картине можно найти немало совместных сцен Хоакина Феникса и Кирби. О многом из жизни пары Наполеон узнает из сатирических статей в парижских газетах, в т.ч. о танце русского царя и Жозефины, который посетил ее с цветами после вступления его войск в Париж.

Безусловно, Хоакин Феникс хорош в своей роли. Все его умение держать внимание зрителя на себе, резко менять эмоции, играть всем телом, а не только лицом, а также хитрая технология съемки, снижающая рост актера в кадре, делают его драматическое исполнение интересным. Вполне возможно, что его отметят и номинацией на "Оскар". Кирби на этом фоне выглядит относительно блекло и не слишком удивляет.

Куда больше "запоминаются" афроамериканские служанка Жозефины и генерал Дюма во французской армии (Абубакар Салим), добавленные в угоду моде голливудской студией, поскольку их буквально "выпихивают" на первый план, чтобы выполнить "разнарядку" расового разнообразия. С отцом писателя Александра Дюма режиссеру Ридли Скотту повезло - он, действительно, был мулатом, выходцем с Гаити, поэтому "перекрашивать" персонажа вопреки исторической правде не пришлось. Кстати, сама Жозефина - из французской колонии на Мартинике, а Наполеон - с Корсики, на которую веками влияла итальянская культура, и в одном из диалогов этот момент интересно обыграли.

Фильм "Наполеон" - еще и очень красивый. Хотя бОльшая часть действия происходит во Франции сам Ридли Скотт не стал снимать там, а работал в Англии, на Мальте и в Марокко, чем привел в ярость французов. Те обвинили его в исторической лжи, восхвалении англичан и скомканности сюжета. Все это имеет место, например, императорский документ Наполеона о разводе написан на английском языке вместо французского, что для самих французов уже может считаться кощунством и национальным оскорблением. Хотя бы с послом Австрии интриган Талейран говорит на немецком с субтитрами.

Немало и ярких эпизодов Ридли Скотт упустил из виду. Так, во время "Битвы при пирамидах" один из бедуинов подъехал в тяжелой средневековой броне к рядам французской пехоты и потребовал справедливой дуэли, получив в ответ вражескую пулю. В фильме же сцены боев в египетской кампании равны ее кадрам из трейлера.

Американские критики похвалили батальные сцены, но назвали результат усилий слишком длинным и утомительным. Еще бы, ведь он - не кинокомикс, которому такую продолжительность для кинотеатров простят. Из неожиданного - фильм о Наполеоне похвалили британцы. Действительно, англичане показаны в нем хитрыми и сильными, которые даже после некоторых потерь добиваются своего, избавляясь от Наполеона силами международной коалиции.

Однако костюмы, декорации здесь - на высоте. Один только любовник Жозефины меняет униформу много раз за свои короткие сцены, оставляя знак вопроса над тем, почему такой любитель римских традиций как Наполеон оставил в живых того, с кем его жена ему изменяла, но при этом жестоко обходился с теми, кто ему покровительствовал на более низких должностях.

В российских сценах Ридли Скотт вместо детализации Бородино показывает интересный эпизод нападения партизан на французский обоз. Неуловимые, меткие, бесстрашные ополченцы грамотно вредят большой обученной французской армии и прячутся в лесу без потерь. Увы, российская глава разворачивается во второй половине картины, где за 45 минут режиссеру пришлось уместить путешествие в Москву, отступление, ссылку, возвращение с Эльбы, поход на Париж, поражение при Ватерлоо и эпилог.

Даже в европейском сериале Клавье этому отводили почти 3 часа за 2 серии, но никак не 45 минут. Также из актеров нам показался интересным исполнитель роли царя Александра - Эдуар Филиппонна из "Дома Гуччи". В одной из самых красивых сцен переговоров в Тильзите Александр и Наполеон сидят в шатре, перед которым по разные стороны выстроились русская и французские армии.

Наполеон сулит Александру союз, совместный поход в Азию и разгром британцев, но вероломные англичане добились снятия запрета на торговлю с Россией раньше, чем Наполеон успел организовать династический брак. Здесь в очередной раз Ридли Скотт поступается историчностью ради художественной функции, показывая русского царя темпераментным, амбициозным, но совсем молодым и наивным, особенно, когда, запинаясь, тот пытается отказать изрядно постаревшему Наполеону в желании жениться на 15-летней русской принцессе.

Совсем уж на втором плане у Ридли Скотта прозябают Тахар Рахим (Пол Баррас), Руперт Эверетт (Веллингтон), Марк Боннар, Пол Рис (Талейран), Бен Майлз, Людивин Санье - артисты опытные и известные. Майлз Джапп тоже неплох в качестве австрийского императора Франца I, с которым закатилась и эпоха Священной Римской Империи.

Если графика и спецэффекты, работа оператора в проекте выглядят достойно, то саундтрек получился ужасным. Обычно даже в плохом историческом фильме можно похвалить оркестровую музыку, но работа Мартина Фиппса ("Война и Мир") может считаться провалом, заменяя красивые музыкальные темы диссонансными хоровыми песнопениями, словно Ридли Скотт не хотел, чтобы музыка отвлекала зрителей от картинки.

Таким вот неоднозначным получился фильм "Наполеон" Ридли Скотта. Очередной исторический эпик, который не соберет ожидаемых продюсерами доходов, но сделает известнее бренд стриминга Apple. Картина про Наполеона, которая может одарить Хоакина Феникса, художников по костюмам и декорациям - номинациями на "Оскар", но попала под удар критики во Франции и США.

Это - все же больше история любви императора, а не его войны, которая разворачивается где-то на фоне. Наполеон мечтал бросить к ногам Жозефины весь мир в надежде, что она его полюбит, но она больше испытывала к нему привязанность и необходимость, а потом и просто дружеские чувства.

Из идеи "Наполеона" Ридли Скотта можно было бы сделать отличный сериал наподобие "Рима" (только в комплекте со зрелищными сражениями) - за 4 сезона и примерно 32 серии можно было бы показать в деталях самые важные сражения и эпизоды биографии, не кромсать их с хаотичным монтажом как в фильме, оставить значимые диалоги, вернуть экранное время второстепенных персонажей. На фоне обсуждения возможного перезапуска "Рима" - почему бы и нет. Зрители подобных историй давно смотрят их дома на телевизоре, а не в кинотеатрах.

Все же Бородинское сражение за 20 секунд на экране - это режиссерское и продюсерское кощунство для такого дорогого фильма от опытных создателей. Однако понятно, что звезды уровня Хоакина Феникса не согласятся 4 года прозябать в одной роли в сериале. Вдобавок, бюджет проекта разросся бы до 1 миллиарда долларов, став существенным бременем для Apple, каким теперь является "Властелин колец" для Amazon, да и режиссер вряд ли бы принял предложение 4 года работать в сериале, предпочитая более престижные кинофильмы.

Фильм - как тизер несостоявшегося сериала показывает, какой интересной работы лишились зрители. Пусть, не той, где историческая достоверность правит балом, но той, которая красива и заставляет сопереживать героям, больше интересоваться их биографией, быть увлеченным зрелищными баталиями, передающими дух времени, несмотря на мелкие неточности.

Вместо этого Apple так хотела "выбиться в люди", прославиться поскорее, успеть к "Оскарам", что сотворила сумбурное краткое изложение судьбы Наполеона, где эпизоду кухонного разговора могут выделить больше минут, чем грандиозной битве.

По всему фильму видно, как Ридли Скотт с трудом нещадно укорачивал хронометраж под требования продюсеров. В подтверждение этому он уже пообещал выпустить режиссерскую версию, которая длится 4 часа 10 минут - хотя и этого было бы мало для экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Впрочем, на такие же грабли уже наступали и предшественники Скотта со своими адаптациями. Приходится констатировать, что идеальной экранизации биографии и военной карьеры Наполеона так и не появилось по сей день.

#napoleon #joaquinphoenix #ridleyscott #наполеон #фильмы #хоакинфеникс #кино #наполеонбонапарт #ридлискотт